Японец и в Перу может сотворить чудо
Пять лет назад потомок японских иммигрантов Альберто Фухимори был удивлен, наверное, не меньше других, узнав, что он выиграл президентские выборы в Перу. Его повторная победа в минувшее воскресенье была предсказана почти со стопроцентной точностью.
Пять лет назад скромный декан сельскохозяйственного колледжа был мало кому известен в Перу и абсолютно никому за рубежом. Сейчас Фухимори, несмотря на свою невзрачную внешность и отнюдь не выдающиеся ораторские возможности, стал одной из колоритнейших политических фигур.
Пять лет назад Перу являла собой государство на грани распада. Ежегодный уровень инфляции достигал 7 тысяч процентов, а две трети территории страны контролировалось маоистской повстанческой организацией «Сендеро люvиносо», которая в ходе предвыборной кампании убивала по нескольку десятков алькальдов провинциальных городов (всего за 15 лет партизанской войны в Перу погибло свыше 30 тысяч человек).
Сейчас в этой латиноамериканской стране инфляция не превышает 15 процентов в год, маоисты разгромлены и дезорганизованы, их неуловимый прежде лидер Абимаэль Гусман сидит в железной клетке на одном из островов Тихого океана.
Фухимори тщательно культивирует свой имидж предельно честного трудяги. Его испанский язык оставляет желать лучшего, но это только, привлекает к нему симпатии со стороны андских индейцев, которые говорят на кечуа. Бывая в провинции, Фухимори чаще всего одевает типичное индейское пончо, джинсы и крестьянское сомбреро, чем выгодно отличается от перуанской политической элиты, которую олицетворял на минувших выборах бывший генеральный секретарь ООН 74-летний Перес де Куэльяр. Однако подчеркнутая скромность одежды, говорит Луис Хочамовитц, автор биографической книги о Фухимори, не является чем-то нарочитым - президенту действительно «психологически комфортнее общаться с бедняками».
Но не только в этом колорит Фухимори. Будучи политическим аутсайдером, он, как опытный боец, три года назад пошел на своего рода провокацию: опираясь на поддержку военных, разогнал перуанский конгресс.
Альберто Фухимори объяснил это так — погрязший в коррупции, беспомощный парламент связывал ему руки в борьбе против терроризма. Если бы, пойдя ва-банк, волевой президент и после этого оказался бы не способен добиться успеха, его, наверное, как у нас говорили прежде, выбросили бы на свалку истории. Но этого не произошло — Фухимори победил. И, соответственно, выиграл нынешние выборы, набрав 60 процентов голосов против 24 «традиционного политика» и демагога Переса де Куэльяра.
Бедное население Перу, почувствовавшее, что жизнь уже не так сильно берет его за глотку, доверяет президенту еще и потому, что он японец. К стране предков Фухимори испытывает не только ностальгию — всего за несколько дней до выборов он заявил, что Токио предоставляет Перу очередные два кредита на сумму 300 миллионов долларов, предназначенные для развития порта Кальяо, одной из наиболее бедных зон страны.
Фухимори призывает своих подданных равняться на него самого, человека, который сделал сам себя. По его словам, он одолел только первые ступеньки. Политический капитал ему нужен, чтобы сотворить из Перу, по аналогии с динамично развивающимися странами Юго-Восточной Азии, латиноамериканского «тигра».