Россия обречена на стабильность, считают американские эксперты
Московские политологи и журналисты стали первыми иностранцами принявшими участие в мозговой атаке на главной политической кухне США
В ближайшем будущем Россия будет, вероятнее всего, представлять собой унитарное государство с рыночной экономикой, ключевые секторы которой находятся под контролем правительства. Противники такого курса, возможно, и смогут влиять на отдельные его элементы, но добиться стратегических перемен уже не в состоянии. Ельцин и Черномыр-8ин имеют прекрасные политические позиции для того, чтобы эффективно управлять страной. Но даже если Ельцин оставит свой пост, движение к унитарному государству и рыночной экономике не прекратится.
Основные тенденции развития экономики России 1. Россия идет по пути создания смешанной экономики, в которой роль правительства сравнима с той, которую оно играет в Швеции. 2. Сегодняшняя расстановка политических сил в России благоприятствует сохранению в экономике сильного государственного сектора. 3. В нынешних российских политических условиях возврат к командной экономике представляется невозможным.
Таковы главные итоги исследования сегодняшнего состояния внутриполитической и экономической ситуации в России, произведенного с использованием аналитической системы «Фэкшенз» в Вашингтоне в конце марта.
Система была разработана и введена в действие в 1984 году специалистами Центрального разведывательного управления США. Главная ее цель — составление с помощью специальных компьютерных программ прогнозов динамики развития политической и экономической обстановки в зарубежных странах. Прогнозные оценки предоставляются президенту, конгрессу, правительству Соединенных Штатов и являются серьезным фактором, влияющим на выработку внешнеполитического курса страны. Эксперты, занимающиеся исследованиями в рамках этой системы, заявляют, что на основании многолетнего опыта ее использования можно с большой допей уверенности говорить о высокой точности прогнозов. В частности, по их словам, с помощью методики «Фэкшенз» в мае 1991 года был предсказан августовский путч.
Долгое время методика была строго засекречена, однако со временем информация становилась достоянием все более широкого круга лиц. И вот в марте этого года был сделан решающий шаг: впервые за все годы существования «Фэкшенз» к непосредственному участию в составлении прогноза были приглашены иностранные граждане, представители страны — объекта исследования. Объектом исследования определили Россию, и, таким образом, пять ее граждан — политологи С. Марков из МГУ, В.Соловей из Фонда Горбачева, Л. Шевцова, обозреватель газеты «Сегодня» С .Пархоменко, а также автор этих строк оказались первыми иностранцами, не только попавшими на главную политическую кухню США, но и принявшими участие наравне с местными специалистами в приготовлении некоторых «блюд».
Что же касается американской стороны, то наши партнеры в обмен на предоставление результатов исследования поставили одно условие: не упоминать в печати их имен, а также представляемые ими учреждения. Поэтому сказать о них можно лишь одно: нам довелось поработать вместе с главными экспертами-аналитиками по России ведущих государственных учреждений США. В том числе и того, которым на протяжении более чем сорока лет ежедневно, по многу раз пугали советских людей. При этом следует отметить очень высокий профессиональный уровень этих специалистов: в процессе общения они демонстрировали знание таких нюансов российской политики, в которых разбираются далеко не все отечественные журналисты, пишущие на политические темы.
Дело все происходило в центре Вашингтона, под крышей штаб-квартиры «Меридиан центр» — весьма престижного и не очень известного широкой публике американского негосударственного фонда. Сама же работа более всего напоминала то, что в наших научных и деловых кругах называется мозговой атакой. То есть дискуссию, в которой сначала каждый участник высказывает свое суждение по обсуждаемой проблеме, мотивируя его насколько возможно, а окончательное решение принимается консенсусом.
Методика исследования показалась на первый взгляд несложной. Прежде всего следовало определить объекты исследования. Таковых в итоге оказалось три: пути развития российской экономики; отношения, складывающиеся между центром и регионами; политика России по отношению к США. Затем составлялась команда «игроков» — личностей или групп, наиболее влиятельных в исследуемой области. В каждом из трех случаев состав немного менялся, но в публикуемых диаграммах нетрудно заметить, что ядро всех трех команд стабильно. Естественно, что главными «игроками» во всех случаях являются президент, премьер-министр, парламент, ведущие отрасли экономики. В то же время интересно появление такого сильного игрока, как группа Коржаков-Сосковец, выделение в качестве самостоятельного «игрока» высшего командного состава армии, разделение ВПК на две группы — эффективных и неэффективных предприятий. Также впервые в качестве самостоятельного действующего лица (если судить по диаграммам, стабильного и очень влиятельного) стала фигурировать в исследовании российская организованная преступность.
Каждый игрок получает оценки в баллах (от одного до ста) степени своего влияния на проблему и степени своей заинтересованности в ней. После чего игроки расставляются по шкале, также разделенной на сто единиц между двумя крайними позициями.
Таково весьма краткое описание технологии приготовления того политологического полуфабриката, в котором мы участвовали и который загружается в конечном счете в компьютер и появляется из него уже в виде готового продукта — короткой экспертной оценки и диаграммы, показывающей место и влияние самых главных игроков. В итоге мы получили:
Разделение полномочий между Москвой и регионами России 1. Москва будет пытаться утверждать свой контроль над регионами для того, чтобы восстановить централизованное государство. При этом: а) Центр хочет иметь гораздо больше власти, чем регионы (модель Франции); б) Проблемой может стать сопротивление проведению такой политике со стороны республик и богатых регионов. (см. диаграмму).
При поверхностном рассмотрении методика «Фэкшенз» представляется незамысловатой. Выставляли баллы, затем все сложили, и получилось, что в одном случае Б. Ельцин оказался в одной компании с Г. Явлинским, в другом — А.Чубайс — с аграриями, в третьем — и того хуже: А. Козырев — с организованной преступностью. Но здесь важно иметь в виду, что диаграммы отражают лишь
Политика России в отношении США 1. Отношение Москвы к США будет прагматичным, нацеленным больше на сотрудничество, чем на конфронтацию. 2. Антиамерикански настроенные группы в России могут оказать давление на Москву для охлаждения ее отношений с Вашингтоном в том случае, если объединят свои антиамериканские усилия. 3. Козырев и Ельцин — важные игроки. Они являются противовесом определенным антиамериканским настроениям, бытующим в Москве.
объективное совпадение интересов по совершенно конкретным вопросам. Речь не идет о возможных политических коалициях. Для этого достаточно совместить две диаграммы (например, посвященные отношениям между Россией и США и развитию экономической ситуации), вычертить график, и получится, что Б. Ельцин находится в центре графика, по соседству с В. Черномырдиным и финансово-торговым капиталом. Неподалеку от него — А. Чубайс и нефтегазовые компании. На противоположных концах графика, далеко от центра, с одной стороны — организованная преступность, с другой — национал-патриоты. Именно таким образом рассчитываются возможные политические союзы.
Одним из самых важных результатов изучения полученных диаграмм и графиков американские эксперты считают тот факт, что везде на них и Б. Ельцин, и В.Черномырдин находятся в центре. Это, считают американцы, самая лучшая позиция для любого государственного руководителя. Осенью прошлого года, как нам рассказывали, подобное исследование проводилось в отношении Польши. Составленные тогда диаграммы показали: тогдашний польский премьер-министр оказался где-то с краю, далеко от парламента и основных политических сил страны. Что свидетельствовало — его позиция не совпадает с основными направлениями, доминирующими в польской политике, следовательно, он не может получить политических союзников. Два месяца назад польский премьер-министр ушел в отставку. Таким образом, делают вывод американские эксперты, важный государственный пост, даже пост премьер-министра еще не означает автоматически большого влияния его обладателя. И если бы Б. Ельцин оказался в подобной ситуации, то можно было бы говорить с большой долей уверенности о его близком и неизбежном поражении.
Однако Б.Ельцин — постоянно в самой лучшей для политика позиции — в центре. Следовательно, делается вывод, оппоненты российского президента могут влиять на частные вопросы, но общей тенденции развития страны переломить не сумеют. Между прочим, когда аналогичное исследование в отношении России делалось в прошлом году, такой определенной оценки дано не было. Оппонирующие Б. Ельцину коалиции имели больший вес, и в заключениях экспертов, как нам рассказывали, фигурировали опасения развала России или изменения ее политического курса.
Так что не случайно именно в таком виде аналитические записки, созданные с помощью системы «Фэкшенз», венчаемые краткими прогнозами резюме (аналогами первого абзаца этой статьи), ложатся на столы высших руководителей США. И есть серьезные основания полагать, что сделанные нами совместно с американскими партнерами оценки будут учтены при подготовке майского визита президента Б. Клинтона в Москву.
Между тем, как представляется, результаты проведенного совместного российско-американского исследования небезынтересны и для нашего внутреннего пользования. Самым важным здесь, без сомнения, является заключение о том, что президент России сделал свое дело, политическое и экономическое развитие России — необратимо, возврат назад уже невозможен даже в случае ухода Б. Ельцина с поста главы государства. Отсюда нетрудно сделать вывод: проведение парламентских и президентских выборов в России Соединенные Штаты отныне могут считать более важным, чем сохранение любыми способами Б. Ельцина в кресле президента. Запад и, в первую очередь США, простил Б. Ельцину разгон парламента в 1993 году, он фактически закрыл глаза на проведение военной операции в Чечне, но теперь лимит западного «великодушия», похоже, исчерпан окончательно. Отмена или перенос выборов прощены не будут.