ЧП возле атомной станции. Первая реакция властей - скрыть правду
Подробности
Сюжет, показанный 13 марта по телевидению, взволновал многих людей: ракета, запущенная штурмовиком Су-25 над полигоном Бутурлиновского авиаполка в Воронежской области, неожиданно перешла в неуправляемый полет. Она взорвалась в четырех с половиной километрах от Нововоронежской атомной станции, в двухстах метрах от села Архангельское Хохольского района.
На своем огороде в это время работал местный житель Николай Попов со своим десятилетним братом. Услышав угрожающий гул, он бросился на землю и прикрыл своим телом младшего. Ракета взорвалась в тридцати метрах от них. Осколком Николаю перебило левую руку, брат не пострадал. Сейчас Н.Попов находится в Нововоронежской больнице, проведена операция, $ него состояние средней тяжести.
На месте взрыва образовалась воронка диаметром пять метров и глубиной около двух. В ближайших двадцати домах выбиты стекла, повреждены рамы и двери, снесены теплицы.
По мнению директора Нововоронежской АЭС В. Викина, в случае попадания ракеты в станцию, такой взрыв мог выдержать только один из действующих блоков. По расчетам специалистов, удар по станции мог произойти, если бы ракета отклонилась еще на два градуса.
Жители села и города Нововоронежа — в шоке. Когда в Архангельском вскоре после взрыва приземлился вертолет с командующим 16-й армией генерал-лейтенантом Б.Казачкиным, люди попрятались — думали началась война.
Военные уже перечислили семьдесят миллионов рублей хохольской администрации на ликвидацию материального ущерба.
Полигон Бутурлиновского авиаполка существует много лет и расположен между Воронежем и Нововоронежем на коротком сорокакилометровом участке. Областные и районные власти неоднократно обращались к правительству с просьбой закрыть взрывоопасное тренировочное пространство. После трагедии у села Архангельское губернатор Воронежской области А.Ковалев направил В.Черномырдину очередное письмо, в котором, в частности, говорится, что в случае дальнейшей работы полигона он не ручается, что власть сумеет удержать стихийное возмущение людей.
Командующий 16-й армией Б.Казачкин заверил местных жителей и администрацию, что до решения правительством судьбы полигона здесь больше не будут проводиться полеты.
Комментарий
Заместитель главнокомандующего ВВС по боевой подготовке генерал-полковник Михаил Сорока сообщил мне, что над выяснением причин происшествия на полигоне Погоново Воронежской области работает специальная комиссия. Официальных выводов пока нет, о них говорить рано. Но уже сейчас можно сказать, что пуск управляемой авиационной ракеты малой дальности типа «воздух — земля» с самолета Су-25 оказался аномальным. (В чем именно проявилась эта «аномальность» и должна установить комиссия.—В.Л.)
Ракета, предназначенная для поражения живой силы и незащищенных объектов, то есть осколочного действия, через 4 секунды после пуска по учебной цели вышла из-под управления с борта самолета и упала в 10 километрах за границами полигона на окраине населенного пункта Маслов Лог. При этом материального и экологического ущерба не нанесено, но ранен житель села, которому летчики приносят свои глубокие извинения.
Генерал сказал, что пуски ракет этого типа до выяснения всех деталей происшествия на полигоне запрещены и принимается решение вообще ограничить использование учебных боеприпасов на данной территории, хотя по бомбометанию там ограничений нет.
По поводу полного закрытия полигона, расположенного недалеко от атомной электростанции, в главкомате ВВС мне заявили следующее: Нововоронежскую АЭС строили тогда, когда там уже был наш полигон, и это тогда никого не смущало. Теперь на территории Погоново отрабатывают боевые задачи шесть авиаполков. Другого места для этого у них просто нет. Перенос полигона требует огромных средств и колоссальных затрат. Если у правительства они найдутся, никаких возражений со стороны военных летчиков нет и быть не может. Но не летать они тоже не могут.
В концерне «Росэнергоатом», которому подчинена Нововоронежская АЭС, сказали корреспонденту «Известий», что соседство атомной электростанции и авиационного полигона — тема очень деликатная. Они, конечно, тоже крайне обеспокоены происшествием у деревни Маслов Лог. Но тем не менее не считают, что это могло бы вызвать серьезные проблемы на АЭС. Хотя попадание ракеты на ее территорию принесло бы массу различных трудностей. Вместе с тем атомщики направили свои предложения по этому поводу в правительство, Министерство ооороны и ФСК. Содержание своих предложений в «Росэнергоатоме» мне не раскрыли.
От редакции:
Взрыв ракеты, как оказалось, произошел в минувшую пятницу около пяти часов вечера. Но местные журналисты узнали о происшествии только в понедельник — на планерке у губернатора. Их попытки выяснить детали случившегося по различным каналам ни к чему не привели. Пресс-служба обладминистрации обзвонила всех собкоров центральных изданий и настойчиво предложила им не торопиться с сообщениями, сославшись на то, что в шестнадцать часов в кабинете главы администрации будет изложена подробная объективная информация. Ведомства, владеющие ситуацией, были настолько ошеломлены случившимся, что на все вопросы корреспондентов отвечали ссылками на необходимость все согласовывать с компетентными органами…
В 16 часов в кабинете губернатора обстоятельно рассказал о происшествии начальник штаба ГО области П. Третьяков.
К этому времени прошло уже трое суток. Даже по местному радио не прозвучало об этом ни слова. Получается, что информационный вакуум мог заполнить только один человек в области — губернатор. Остальные: военная прокуратура, ФСК, соответствующий отдел администрации не решались взять на себя ответственность за своевременное доведение оперативной информации до людей.
Нынешние чиновники, как и их предшественники из ЦК КПСС и Совмина СССР во время трагедии на Чернобыльской АЭС, продолжают за нас решать, что надо и не надо знать населению.