January 26

Иди и смотри!

Россия делает шаг к возвращению мировой культуре «трофейного» искусства


Георгий МЕЛИКЯНЦ, «Известия»


Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина впервые выставил 63 картины из числа художественных произведений, перемещенных в Советский Союз из Германии в результате второй мировой войны. Существование их в наших запасниках долгие годы отрицалось. Политики продолжают спор об их судьбе, но зрители уже сегодня могут любоваться шедеврами европейских мастеров, которые возвращаются мировой культуре.

Перед нами — часть тех предметов искусства, о которых вот уже несколько лет пишет мировая пресса, ведут дискуссии государственные деятели и музейные работники. За различными мнениями и заявлениями о принадлежности этих художественных собраний забывается, стирается в общем-то простая история их появления у нас и их дальнейшая судьба.

Эль Греко. «Иоанн Креститель в пустыне»

От войны страдают все, и искусство — не в последнюю очередь. В результате боев, бомбардировок (например, разрушительной бомбардировки англо-американскими союзниками Дрездена), а нередко и мародерства на территории России и по всей Европе буквально валялось на земле несчетное число картин, скульптур, книг, рукописей. Многое безвозвратно утеряно, но, к счастью, немало и спасено. Среди новых хозяев этих сокровищ были как цивилизованные ценители, так и хищники. Существовали и разные точки зрения на будущее этих ценностей. Многоголосице способствовало отсутствие четких международных установок на сей счет, а также национальных законодательств о реституции. Например, вывезенное в Россию из Германии собрание Дрезденской галереи долгое время безоговорочно считалось чем-то вроде компенсации за разграбление богатств русских музеев.

— Как известно, это собрание было возвращено тогдашней ГДР в 1955 году, — рассказывает директор музея на Волхонке Ирина Антонова.— Всего между 49-м и 60-м годами германской стороне было передано 1.571.995 предметов искусства, 121 ящик с книгами и нотами, много других ценностей. Частичные передачи случались и в дальнейшем — список составил 42 тома, в том числе наш музей вернул в Германию 354.271 «единицу хранениям.

Были ли это акты доброй воли или волюнтаристские действия? — продолжает Ирина Александровна.— К сожалению, в то время можно было передать даже Крым… Многие подобные шаги были импульсивными, не оформлялись должным образом. Поэтому, когда господин Клаус Кинкель говорит, что они не могут отыскать немало известных произведений, я ему верю: ведь в Германии они тоже не всегда учитывались. Но непреложным фактом является то, что все это бесценное богатство было как бы спасено дважды: тогда, в послевоенную разруху, и потом, когда огромные усилия и средства вкладывались в сохранение этих собраний, а подчас в их реставрацию. Да, существовал режим секретности, отменить его было не в наших силах. Но Эрмитаж и наш музей сделали главное — добросовестно сохранили то, что поступило в их запасники. Можно с чистым сердцем сказать: то, что избежало частных рук, что попало в государственные хранилища, — спасено для мировой культуры.

Нынешняя выставка, тем не менее, первая в Москве за последние сорок лет, где экспонируется «трофейное» искусство после показанного в 1955 году в стенах этого же Музея имени Пушкина собрания Дрезденской галереи. Это подчеркнул заместитель министра культуры Российской Федерации Михаил Швыдкой на пресс-конференции, состоявшейся на Волхонке в понедельник, 27 февраля. Он добавил: с Государственным комитетом по реституции согласована серия акций по возвращению в культурный обиход оставшихся в России ценностей из германских художественных хранилищ. Пришло время показать их широкой публике, а заодно разъяснить миру нашу позицию в затянувшемся споре: решить проблему можно лишь на основе законодательства РФ о реституции, соответствующего международному опыту. Проект такого закона подготовлен, в марте он передается на обсуждение и вскоре, надеемся, будет принят российским парламентом.

Во второй половине дня была разрезана ленточка, и публика хлынула в верхние залы и на колоннаду музея. Предстала поистине богатейшая коллекция: 63 произведения европейских мастеров, творивших на протяжении пяти веков. Есть среди них и две картины замечательного русского живописца XIX столетия Алексея Венецианова, никогда не выставлявшиеся в России. На них изображены крестьянские дети — любимые герои художника. У нас об этих работах знали лишь по литографиям, выпущенным Петербургским обществом поощрения художников.

Левая стена Белого зала отдана картинам итальянских художников. Самая ранняя из них — икона «Святые и ангелы»; считается, что ее автор — Джованни дель Бьондо, живший в XIV веке. К XV веку относится «Мадонна с младенцем», безымянный автор которой был близок к кругу вьн дающегося живописца Раннего Возрождения Сандро Боттичелли. Эпоха Высокого Возрождения — представлен картинами мастеров, работавших в Венеции: Веронезе, Тинторетто, Эль Греко…

К шедеврам выставки принадлежат картина «Грехопадение» и два портрета выдающегося художника немецкого Возрождения Лукаса Кранаха. Немецкую школу представляет и первоклассная «Явление Богоматери святому Бернарду» кисти анонимного живописца, вошедшего в историю искусства под именем «Мастер святой родни». На правой стене и на щитах в центре зала — коллекция голландской школы XVII столетия. А завершают экспозицию Белого зала два полотна великого испанца Гойи — «Женский портрет» и «Карнавал на площади».

На колоннаде музея — французские, немецкие и английские мастера. Знаменитый Оноре Домье, популярный в Европе как график-карикатурист, впервые в нашей стране представлен своими живописными работами, относящимися к числу выдающихся. Это «Восстание» и «Прачки». Кисти его современника Камиля Коро принадлежит «Портрет Ма-риетт I амбе», имеющий и другое название — «Грезы Мариетт» и являющийся образцом «портрета-настроения».

Широко показаны в экспозиции французские художники второй половины XIX века — Эдуар Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар. Импрессионистам как бы противопоставлено творчество их знаменитого современника немца Ханса фон Маре. Ориентируясь на античную классику, он стремился возродить высокий стиль Ренессанса в живописи конца XIX столетия.

Вслед за этой выставкой в музее на Волхонке ожидается показ коллекции рисунков великих мастеров, известной как «собрание Кенигса» (в сентябре). А в январе будущего года мы увидим наконец «Золото Шлимана».

— А что дальше? — спрашиваю И.Антонову.— Останутся эти ценности у нас или уедут в Германию?

— Это не музеи решают, — отвечает И.Антонова.— Мы их храним и показываем. Относимся к ним так же любовно, как и к «своим» экспонатам. А «местожительство» их будет определено, надеюсь, межгосударственными соглашениями.

«Известия» 28 февраля 1995 года