Судьба «Варяга»
Чтобы достроить этот авианесущий крейсер, нужно 300 миллионов долларов. Чтобы разрезать на металлолом—200 миллионов
Серая, еще не крашенная громадина авианосца возвышается над причальной стенкой. Царь кораблей высоко над водой поднял нос взлетной палубы, под которой на крутом борту красовалась надпись — «Варяг».
С середины корпуса спускается на землю трап, возле него в будке женщина-вахтер с пистолетом на боку. Но, несмотря на охрану, крейсер сегодня ночью опять обворовали — злоумышленники сняли уже не кабели, как в прошлый раз, а электрические разъемы, которые содержат золото. Но боль не только из-за кражи, из-за всей его незавидной судьбы…
Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в декабре 1985 года, спущен на воду в ноябре 1988-го. С четвертого квартала 1991 года финансирование его строительства Министерством обороны прекращено, с января 1992 года достроечные работы остановлены. Техническая готовность корабля составляет примерно 70 процентов.
Официальная справка: ТАКР «Варяга является вторым кораблем в серии авианесущих крейсеров проекта 1143 после ТАКР „Адмирал Кузнецова. Отличается от первого более мощным вооружением. Длина корпуса — 307 метров, ширина полетной палубы — 72 метра. Корпус имеет 9 палуб, надстройка — 13 ярусов. Водоизмещение — 56 тысяч тонн. Мощность четырех газотурбинных агрегатов — 240 тысяч лошадиных сил. Скорость хода — 30 узлов. Автономность — 15—30 суток, дальность хода — 5 тысяч миль. Способен нести до 60 летательных аппаратов. Вооружен комплексом крылатых ракет разного радиуса действия с любым типом боеголовок и другими видами современного оружия. На корабле 3608 помещений. Затраты на строительство крейсера (в ценах 1993 года) составили более500 миллиардов рублей.
Парадокс — корабль, вобравший в себя новейшие достижения науки и техники, оказался никому не нужным. Согласно новой концепции военно-морских сил Украины, включающей задачи охраны морского побережья, экономических зон и рыбопромысловых судов в океане, корабли такого класса стране не нужны. Как подтвердил «Известиям» со ссылкой на командование пресс-центр ВМС Украины, их моряки на «Варяг» не претендуют.
Директор Черноморского судостроительного завода И.Овдиенко сказал мне, что предприятие не считает «Варяг» своей собственностью. Решение о его использовании должно быть принято на правительственном уровне. Государство при этом обязано учитывать интересы трудового коллектива ЧСЗ, которому должны быть возмещены затраты на строительство и содержание корабля.
Только на поддержание живучести и сохранение крейсера за эти три года ушло из кассы завода около 18 миллионов долларов. По просьбе директора премьер-министр Украины В.Масол не подписывает пока решение об утилизации крейсера. За это время на корабле побывали уже и Л.Кучма, и В.Черномырдин, но судьбы «Варяга» это пока не определило.
Между тем в проектном варианте достроить крейсер уже нельзя — в России приостановлены работы по некоторым видам оружия, утрачены связи между предприятиями-поставщиками, разбросанными по всем странам СНГ. Но главный строитель крейсера А.Середин верит, что его детище еще может послужить людям. Он утверждает, что ни один вариант использования корабля за это время, как ни странно, серьезно не просчитан и достаточных технических обоснований пока не имеет. Сделаны только прикидки. Они показывают: для достройки корабля потребуется еще как минимум 300 миллионов долларов, а резка крейсера обойдется в 200 миллионов долларов, продажа на металлолом способна выручить всего 5 миллионов долларов.
Есть и другие, еще менее просчитанные варианты — переоборудование крейсера в круизное судно (плавучий Лас-Вегас или Уимблдон!), в плавучий стартовый Комплекс для испытания ракет в открытом океане, в морской кабелеукладчик, в плавучую буровую — да мало ли что подскажет фантазия? Но все это требует громадных затрат, которые сейчас вряд ли кто потянет в России или в Украине.
— По-моему, — сказал Середин, — Россия просто ждет, пока Украина продаст «Варяг». Ведь его стоимость на мировом рьике, по самым скромным подсчетам, может превысить 2,5 миллиарда долларов…
Все три николаевских судостроительных завода ориентировались раньше на российские заказы, но это вогнало их в серьезные долги. Согласно недавнему письму областного начальства в Киев, по трем заводам они насчитывают сотни миллиардов рублей. И теперь российские заказы полностью потеряли свою привлекательность, хотя Россия остро нуждается в современных кораблях.
Больше двух лет, например, возле достроечной стенки Черноморского завода стоит плавтехбаза проекта 2020. Это уникальное судно предназначено для выгрузки отработавшего ядерного топлива из атомных подлодок. По некоторым данным, на Северном и Тихоокеанском флотах этой операции срочно требуют грозящие экологической катастрофой более ста атомных субмарин.
Однако задолженность Министерства обороны России по этому заказу составляет примерно 6 миллиардов рублей, по другим заказам, размещенным только в Николаеве, больше 70 миллиардов рублей.
— Причина неурядиц не в отсутствии денег в МО РФ, считает А.Середин, а в том, что так и не создан орган, способный координировать судостроение России и Украины и своевременно решать возникающие проблемы. Нужная делу комиссия умерла, как и корабли, не родившись.
В то время судостроительные заводы в Николаеве не простаивают. На многие годы вперед предприятие имеет заказы по строительству судов для Греции, Германии, Норвегии.
…Утверждают, что корабли вместе с именем наследуют и судьбу своих предшественников. Героический «Варяг», сражавшийся с японцами, в 1904 году был потоплен возле Чемульпо, чтобы не достался врагу. Новьм «Варяг» уже три года не сдается на милость безжалостной судьбе, и его создатели верят в лучшую долю своего детища. Неужели напрасно?
От редакции: Мы поинтересовались мнением о ТАКР «Варяг» и его будущей судьбой в руководстве Военно-Морского флота. «До установления нормальных межгосударственных договорных отношений между Украиной и Россией, — ответили нашему корреспонденту, — и цивилизованного решения проблемы Черноморского флота и его баз говорить о будущем „Варяга“ бессмысленно».