ЗИЛ может опять оказаться флагманом нашей индустрии
Вновь остановлен автомобильный завод имени Лихачева. Финансово-экономическое состояние предприятия таково, что мы уже, кажется, спокойны, когда конвейер простаивает, и удивляемся, когда он работает в нормальном режиме. Однако очередной кризис — это не рядовое явление, он таит глубокие последствия для всей российской экономики.
1986 год, когда вспыхнула перестройка, оказался одновременно вершиной промышленного расцвета ЗИЛа. На заводе было выпущено 200 тысяч грузовиков. Это было целое государство 250 тысяч человек (вместе с вьетнамцами и прочими полулегальными лимитчиками — 310 тысяч), только в Москве — 200 тысяч.
Сейчас, даже если кому-то и хотелось бы приобрести автомобиль «ЗИЛ», карман часто пустой. Украина когда-то покупала ¿1 тысяч машин ежегодно. Совпадение, как в казино: в 1994 году куплено тоже 27, только просто — без тьн сяч. Сегодня заводу должны 650 миллиардов рублей, его долг — 420 миллиардов. «Положительное» сальдо, естественно, настроения не улучшает.
В Москве на заводе осталось только 40 тысяч человек, которые производят всего 80 машин в день (7-кратное падение мощности). Дальнейшие сокращения невозможны по технологическим причинам.
Средняя зарплата на заводе неплохая — 250 тысяч рублей в месяц. Но зарплату собирают за счет сдачи в аренду заводских помещений различным структурам. Кстати, во время остановки ЗИЛа рабочим за вынужденный простой выплачиваются две трети тарифной сетки. Профсоюз особо подчеркивает: вопрос о забастовке не поднимался, коллектив и администрация сегодня действуют заодно.
Главная и неразрешимая проблема ЗИЛа — отсутствие оборотных средств для реконструкции и начала производства малолитражных 1,5-тонных грузовиков вместо потерявших рынок традиционных 3- и 5-тонников. После прошлогодних призывов о помощи и визитов на ЗИЛ сначала О.Сосковца, а потом В.Черномырдина вышло постановление правительства о выделении заводу необходимых 425 миллиардов рублей. Однако Минфин требует банковских гарантий под эти деньги, что абсурдно, ибо при возможности их получения госдотации были бы совершенно излишними.
Прошлогоднее акционирование завода также не вытянуло его из кризиса. Московское правительство приобрело лишь 10-процен-тныи пакет акций, что слишком мало для вдохновенного инвестирования гиганта индустрии. Хотя в 1994 году Москва протянула руку помощи ЗИЛу — льготами на содержание соцкультбыта, кредитами, но в 1995 году на новое проявление доброты надежд меньше.
Контрольный пакет акций (25 процентов) — в руках «Микродина». Подсчитано, что эта коммерческая структура за 4 миллиона долларов приобрела имущество на 500 миллионов. Но после столь выгодного вложения капитала ЗИЛ так и не дождался от «Микродина» инвестиций. Не надеется завод на формального хозяина и сегодня.
«Доконало» ЗИЛ последнее решение Центробанка о повышении ставки рефинансирования до 200 процентов. Промышленникам с длительной оборачиваемостью средств это решение — петля на горло.
Пока ЗИЛ остановлен на неделю. Но даже при благоприятном обороте событий (во что верится с трудом) в стратегическом плане неприятности ЗИЛа не завершатся. По всем меркам предприятие попадает под определение банкрота. И есть у ряда ответственных лиц большой соблазн устроить показательный процесс над крупнейшим в России банкротом. Но есть у лиц, не менее ответственных, желание в очередной раз бросить спасательнывй круг упавшему на колени гиганту.
Если победит первая точка зрения, то, очевидно, институт банкротства, опробованный на ЗИЛе, получит распространение на сотнях других предприятий. Если вторая — все спокойно, банкротами станут единицы.
Таким образом, можно заключить, что ЗИЛу просто на роду написано сохранять в этом государстве некое сакральное, или проще, идеологическое значение. Рожденный флагманом, он даже умирает в том же гордом амплуа.