December 29, 2024

Дума побаивается президента

и имеет на то основания


Сергей ЧУГАЕВ. «Известия»


Как показал ход так называемого внеочередного заседания Государственной думы, посвященного чеченской проблеме, исполнительной власти в России не следует особенно беспокоиться по поводу возможных посягательств на свои полномочия со стороны законодателей. Большинство депутатов продемонстрировали лояльность президенту и правительству, а спикер Думы — способность управлять палатой. Задача превратить заседание в политическую дискуссию и не допустить принятия законов, потенциально способных изменить хоть немного баланс властей в сторону законодательной, была с блеском решена.

Первые заседания Думы дают основания для вывода о том, что исполнительная власть сегодня пользуется достаточно мощной и устойчивой поддержкой большей части нижней палаты парламента. Основу ее составляют фракция ЛДПР и группа «Новая региональная политика». Сюда же примыкает фракция аграриев, ПРЕС, часть фракции «Женщины России». Иногда к этой команде даже присоединяется часть фракции коммунистов. О значении, которое исполнительная власть придает этой группе поддержки, можно судить по встрече В.Жириновского с премьер-министром накануне внеочередного заседания Думы. Подробности этой встречи по-прежнему неизвестны, но многие депутаты считают, что в ее ходе премьер и лидер либерал-демократов обсуждали способы блокировки не удобных для президента и правительства законодательных инициатив «Выбора России».

Таким образам, как можно видеть, политическая ситуация в Думе диаметрально изменилась по сравнению с той, что существовала сразу после выборов. Главную угрозу для себя, судя по всему, исполнительная власть определенно видит в демократических фракциях. Для противостояния им создан блок из руководства Думы и левого парламентского большинства. В пользу этого вывода говорят и сообщения многих депутатов о том, что руководством Думы уже-развернута кампания по смещению со своих постов уполномоченного по правам человека С. Ковалева и председателя думского Комитета по обороне С. Юшенкова.

Однако не исключено, что демонстрируемая думским большинством лояльность по отношению к исполнительной власти и управляемость не внушают президентской команде большого доверия. В последние дни в Государственной думе активно распространяются слухи о возможности роспуска палаты. Называется даже дата — 2 февраля. Якобы в этот день президент объявит о роспуске Думы в своем ежегодном послании Федеральному собранию.

Ясно, что речь идет о сознательной утечке информации из окружения президента. Возможно, в основе слухов сознательная дезинформация, запущенная для того, чтобы более надежно держать Думу на коротком поводке. Не исключено также, что имеет место знакомая практика запуска «пробных шаров» с целью зондажа общественного мнения.

В то же время многие депутаты считают роспуск Думы вполне вероятным. И именно в начале февраля. В этом случае следующие выборы в Думу можно было бы назначить на 12 июня (пристрастие руководства страны к определенным датам общеизвестно). Кроме того, если вспомнить Конституцию, президент обладает правом роспуска Думы лишь до июня. После июня, в течение полугода до следующих выборов. Дума вновь будет неприкосновенной.

Поводом для роспуска нижней палаты может быть вынесение Думой вотума недоверия правительству, что нетрудно будет инициировать как какой-либо лояльной фракции, так и самому премьеру.

По мнению депутатов, полагающих возможным роспуск Думы, исполнительная власть обеспокоена теоретически реальной перспективой принятия депутатами нижней палаты невыгодного для нее пакета законов о выборах. В случае же роспуска Думы этот пакет может быть принят президентским указом. Депутаты полагают, что в таком указе численность депутатов, прошедших в Думу по партийным спискам, сократится до 30 процентов. Семьдесят же процентов мест будет отдано депутатам, прошедшим в Думу по мажоритарным округам. Скорее всего, это будут в большинстве своем представители региональной номенклатуры. В итоге можно будет сформировать нижнюю палату парламента еще более управляемой и надежной, чем нынешняя. Это, в свою очередь, позволит новой Думе (избранной уже на 4 года) принять без осложнений закон о продлении полномочий президента также на 4 года до следующих парламентских выборов. То есть — до 12 июня 1999 года.

«Известия» 14 января 1995 года