January 11

Некоторые наблюдения пострадавшего от минирования самолетов Аэрофлота


Сергей МОСТОВЩИКОВ, «Известия»


Любимый террористами аэропорт города Минеральные Воды 7 февраля текущего года в очередной раз был приведен в состояние напряжения. Напрягались из-за звонка анонимного гражданина, сообщившего, что на борту самолета, собирающегося осуществить полет в Москву рейсом 1220, находится оомба. Поскольку среди пассажиров означенного рейса оказался автор этих душераздирающих строю читателю предлагается ознакомиться с картиной радостей, выпадающих на долю заминированного клиента российской гражданской авиации.

Для начала надо бы сразу отдать должное администрации аэропорта целебного города Минеральные Воды. Пообжигавшись на террористах, местное начальство дунуло на анонимный звонок. Причем дунуло быстро и эффектно. Самолет, приготовившийся оставить поверхность земли в 1 4 часов 05 минут, был остановлен чуть ли не на взлетной полосе. К нему были немедленно поданы три пожарные машины, десятки сотрудников аэропорта с тревожными лицами и технический трап. Прыгавшим на него пассажирам было рекомендовано побыстрее садиться в автобусы, поскольку рейс задерживается на неопределенное время по чисто техническим причинам.

Эвакуированные оперативно были доставлены обратно в маленький душный накопитель, где они уже накапливались последние сорок минут. После чего и начался процесс спасения граждан, каждый из которых заплатил Минераловодскому авиапредприятию по 180 тысяч собственных рублей за неудавшуюся попытку долететь до Москвы.

Первыми были спасены иностранные подданные, имевшие счастье родиться за пределами Содружества Независимых Государств. Влекомые ласковым жестом сотрудниц Интуриста, они удалились во внутренние уютные покои аэропорта, чтобы без тяжести перенести загадочные технические сложности российской авиации. Соотечественники же Циолковского, Гагарина, а также авиаконструкторов из семьи Туполевых были остановлены кордоном из милиции.

Через час стояния в полной неизвестности в массах стала возникать необходимость в выпивании жидкостей, приеме холодных и горячих закусок, отправлении естественных надобностей и сигаретокурении. Поскольку из этих скромных достижений цивилизации доступным оказался только никотин, группа отчаянных инициаторов, в числе которых был и ваш непокорный слуга, приступила к прикуриванию.

Меры к своеволию были приняты незамедлительно. Ко мне и остальным подошел суровый юноша в камуфляже, приказавший затушить источник огня и потребовавший предъявить ему паспорта.

— Потом с вами разберемся, — коварствовал гневный юноша, забирая документы, которые, впрочем, он сам и принес через минут тридцать.

Как раз к этому времени пожаловало руководство аэропорта в виде гражданина в шапке, пояснившего наконец причины неприятностей. По словам обладателя шапки и полномочий, после регистрации пропал пассажир, что подозрительно. Поэтому предлагается, протискиваясь через узкую дверь, по одному предъявлять документы, после чего дружно полететь в столицу нашей многострадальной Родины.

Означенная операция была проведена на редкость успешно. Во всяком случае, к гражданам, через четыре часа после остановки самолета попавшим теперь уже в другой накопитель, наконец-то обратился гуманный представитель милиции, предложивший желающим сходить, что называется, по-маленькому.

Предложение нашло широкий отклик в сердцах клиентов гражданской авиации. Сразу же были созданы небольшие женские и мужские летучие отряды из пяти — семи человек, которые под конвоем из двух сотрудников безопасности аэропорта доставлялись в изящные индивидуальные кабинки, лишенные, впрочем, света и остро благоухавшие.

Радость поощрения организма, однако, еще через два часа перестала приносить удовлетворение. На седьмом часу заключения под охраной в тесном помещении народ приступил к роптаниям. От хмурой милиции стали требовать вызова начальства для дачи объяснений, возвращения денег за билеты, раздачи еды и питьевой воды. Особо напряженные представители масс просили также две бутылки коньяку и сигарет «Мальборо». В противном случае служителям антитеррористического культа было обещано прорвать кольцо обороны и лечь на взлетно-посадочную полосу.

Гражданская авиация, теоретически обязанная нести ответственность даже за получасовую задержку рейса, в итоге решилась-таки разрядить обстановку. С привокзальной площади были экстренно вызваны торгующие старушки, с энтузиазмом взявшиеся за платное распределение среди заключенных пассажиров копченых куриц, колбасы, хлеба, минеральной воды, пива и сигарет. Страждущие нервничали и с купюрами в руках напирали на бабушек, разложивших свой холодный ассортимент на лентах багажных транспортеров.

Только в девятом часу вечера к распоясавшейся клиентуре, глодавшей куриные ноги, вышла сотрудница аэропорта целебного города Минеральные Воды, предложившая опять переместиться в накопитель, с которого и начинались все приключения, чтобы снова пройти спецдосмотр и погрузиться на другой самолет, готовый к отлету.

На серебряную птицу в первую очередь были доставлены иностранные граждане, от которых уже успели отвыкнуть присутствующие. После чего через шесть с лишним часов после эвакуации и российскоподданные получили возможность организованно разместиться в креслах и прослушать сообщение о том, что на борту воздушного судна запрещается курить в течение всего полета, зато за свои собственные деньги можно купить пива и соленых орешков.

В половине одиннадцатого вечера наш усталый табор наконец спустился с неба и пешком, ввиду отсутствия автобусов, направился к выходу в город-герой Москву. История со спасением от заминирования подходила к концу. В ней, правда, не хватает последней духоподъемной фразы. Вот она: как сообщил мне утром 8 февраля заместитель директора департамента воздушного транспорта России по безопасности Иван Машкивский, на борту самолета Ту-154 6-2, осуществлявшего 7 февраля 1994 года рейс 1220 по маршруту Минеральные Воды — Москва, несмотря на заявление анонимного абонента, бомбы обнаружено не было.

Хорошо-то как, слава тебе, Господи!

«Известия» 9 февраля 1995 года