С Нового года единая Европа начинается для нас на финской границе
Европейский союз снова расширился: с 1 января его площадь увеличилась сразу на 871 тысячу квадратных километров за счет присоединения Швеции, Австрии и Финляндии. Солидно! Главное же для нас состоит в том, что ЕС вплотную подошел к рубежам России, что финляндско-российская граница стала самой восточной границей Европейского союза.
Уже появились первые признаки перемен. В магазинах появились более дешевые товары, так как финнам пришлось снизить цены до уровня, существующего в друтих государствах союза.
«На границе пока тихо», — свидетельствует начальник самого южного КПП в местечке Ваалимаа старший лейтенант Арви Кукконен, но это вызвано прежде всего тем, что туристы еще не знают о всех переменах. По нормам ЕС путешественники теперь могут провозить, в частности, намного больше напитков — литр алкоголя или два литра крепкого вина, а еще два литра легкого вина и 15 литров пива.
Однако еще не начали действовать фундаментальные принципы взаимоотношений ЕС с Россией, которые во многом изменят обстановку на границе. Речь прежде всего о соглашении о партнерстве и сотрудничестве от июня 1994 года, которое призвано отменить количественные квоты на импорт и экспорт товаров, предоставить российской стороне принцип наибольшего благоприятствования, облегчить экспорт услуг.
Это соглашение вступит в силу только после того, как все страны — члены ЕС его одобрят, на что, ясное дело, потребуется время.
Смысл превращения Финляндии, как здесь выражаются, в «транспортный мост» между западной частью континента и Россией состоит в следующем: ныне сложилась такая ситуация, что товарам из Франции, Англии, Испании, Германии и других государств нет нужды проходить таможенный контроль на территории Дании, Швеции и Финляндии на пути в Россию, а это солидная выгода во времени и в средствах. На путях же через Центральную Европу остается немало границ и таможен.
Эту роль Финляндии активно поддерживают в Брюсселе. Лидеры ЕС утвердили программу первоочередных транспортных проектов, в числе которых значится модернизация автострады от порта Турку на юго-западном берегу Финляндии до Петербурга под названием «Европа-18».
Финны понимают, что проложить классное шоссе до Петербурга — всего лишь полдела. Вот почему три финские фирмы вместе со Всемирным банком подписали с властями России соглашение о реконструкции важнейших дорог в нашей стране.
В 1995—1997 годах на эти цели выделяются 300 миллионов долларов. Сначала будет улучшена трасса Петербург—Москва, а потом другие дороги, ведущие на восток, северо-восток и на юг. Следующую сумму в 300 миллионов долларов Всемирный банк ассигнует на реконструкцию мостов в России.
Улучшением автотрасс перемены не ограничиваются. Управление железных дорог Финляндии приступило вместе с российскими коллегами к изучению возможности пустить скоростные финские поезда «Пендолино С-220» по маршруту Хельсинки—Петербург. Намечается крупная модернизация сразу девяти портов на побережьях Суоми, чтооы они смогли справиться с ростом будущего грузопотока.
Идея расширения мощностей портов сопрягается со строительством первой в России частной железной дороги, которая должна соединить линию Мурманск—Москва с транспортной сетью Средней Финляндии. Протяженность дороги не ахти как велика — всего 126 километров, но она обеспечит перевозку грузов из северной части России к финским портам на берегу Ботнического залива.
Еще директор крупного финского концерна «Несте» Яакко Ихамуотила считает, что Суоми может превратиться в «энергетические ворота» для сбыта российских нефти и газа в Западную Европу, а ведущая автотранспортная фирма «АСГ-4Нурминен» решила выстроить в Петербурге и Москве собственные терминалы для ускорения погрузки и разгрузки трейлеров.
И такая любопытная деталь из мира нынешнего бизнеса. Представитель британской фирмы «Еу-ропиан трейд менеджмент» в Финляндии Кристер Челлман рассказал мне, что его компания сейчас занята строительством больших торговых складов в финском городе Котка, который находится недалеко от российской границы. Эти склады британская фирма намерена использовать с перспективой увеличения торговли с Россией и ускорения поставок товаров. По такому же пути идут и другие западноевропейские компании и концерны.