December 22, 2024

Аэрофлот не успевает доставлять в Париж русских, которые хотят встретить Новый год с устрицами и гусиной печенкой


Юрий КОВАЛЕНКО, «Известия»


Тысячи россиян приехали во Францию на встречу Рождества и Нового года, а также, на традиционную для этой поры распродажу товаров широкого потребления. Великий могучий все явственнее и звонче звучит на Елисейских полях, в дорогих отелях, модных лавках и в лучших ресторанах. И даже в залах Лувра, в непосредственной близости от Моны Лизы.

Это какое-то безумство, сказали мне в представительстве Аэрофлота: все рейсы в Париж забиты до 10 января. А их из Москвы и Питера - 14 каждую неделю. Пришлось срочно поменять Ту-154, которые вмещают 132 пассажира, на Ил-86, рассчитанный на 316 посадочных мест. Но и иловских мощностей оказалось недостаточно. Аэрофлот чуть ли не каждый день вынужден направлять во Францию дополнительный самолет.

Россияне летают не только Аэрофлотом, но все активнее пользуются самолетами «Эр Франс», где они, пожалуй, в эти праздничные дни составляют большинство пассажиров. Работающие с ними туристические агентства, получив возможность хорошо заработать, пребывают в состоянии упоительной эйфории.

Что же влечет наших зажиточных земляков во Францию? Москвичка Лиза, которая с огромными пакетами выходила из крупнейшего парижского универмага «Галери Лафайет», говорит, что «конечно, шмотки». Она озабочена поиском новогоднего платья. Для ее утомленного спутника Николая поездка в Париж — это возможность сменить обстановку, отоспаться, забыть мерзости нашей действительности.

Самые предусмотрительные соотечественники уже зарезервировали столики в кабаре «Распутин» и «Крейзи хоре», в ресторанах «Максим» и «Тур д’Аржан» и в прочих легендарных точках французской столицы.

Иные в силу патриотических убеждений намерены устроить себе праздник души в одном из бесчисленных русских ресторанов Парижа — «Анна Каренина», «Очи черные», «У Доминика», «Дача' Лидии», «Комаров», «Петроград».

Неля, которая заведует рестораном «Сказка» в Версале рядом с королевским дворцом, рассказала мне о его новогоднем меню стоимостью в 950 франков (около 170 долларов). На закуску, как водится, блины с черной и красной икрой и семгой, холодная осетрина, салат с гусиной печенкой — излюбленным лакомством местных гурманов.

Праздник в «Сказке» пройдет под ностальгический музыкальный аккомпанемент, который обеспечат цыгане и видный местный балалаечник Хлопчик.

Ну а как же собираются справить Новый год известные россияне, которые навечно обосновались на берегах Сены?

Зинаида Шаховская, которой исполнилось 88 лет, как всегда в последние годы, дома. До наступления полуночи отдохнет. Встанет к 12.00. Выпьет водки с икрой или шампанского с гусиной печенкой. Мысленно пожелает друзьям счастливого Нового года. Перекрестится и ляжет спать.

Ближайшее окружение Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, которые, по своему обыкновению, в разъездах, мне поведало, что они будут отмечать 1995-й то ли в Питере, то ли в Финляндии. А быть может, и в Стокгольме, где Мстислав Леопольдович репетирует очередную премьеру — оперу Щедрина «Лолита».

Писатель Анатолий Гладилин готовится к необычной, но счастливой встрече Нового года — впервые в компании двух маленьких внуков. «С ними особенно не нагуляешься и не напьешься, — подчеркнул писатель, — но я уже свое взял».

Мария Розанова и Андрей Синявский вступят в 1995-й в своем доме в парижском пригороде Фонтене-о-Роз. Как самые заурядные французы, будут пить самое заурядное французское вино — «Кот дю Рон».

Композитор Эдисон Денисов, который после страшной автомобильной катастрофы уже полгода лечится во французской больнице, обрел на неделю — до 2 января — долгожданную свободу. Его отпустили врачи на Новый год в парижскую квартиру, где временно поселились его жена с двумя детьми. К сожалению, потом ему предстоит на два месяца снова вернуться, «как в тюрьму», в клинику.

Некоторые наши соотечественники пойдут 31-го в церковь. В соборе Александра Невского, что на парижской улице Дарю, в Успенской церкви на кладбище в Сент-Женевьев де Буа, в русском женском монастыре Покровская обитель в бургундском городке Бюссиан-От, во всех российских церквах в последний день 1994-го пройдет всенощная и новогодний молебен. А утром в первый день 1995 года — литургия.

ПАРИЖ.

«Известия» 31 декабря 1994 года