Думать иначе, чем власть, не значит быть продажным
В своем обращении к народу в связи с ситуацией в Чечне президент Б. Ельцин сообщил: ему известно, что ряд средств массовой информации функционирует не без участия чеченских денег. Говоря иными словами, речь о том, что они попросту куплены Дудаевым.
Разумеется, такое заявление не могло никого оставить равнодушным в самой журналистской среде. Союз журналистов России, Комитет по защите свободы слова и прав журналистов, Фонд защиты гласности, главные редакторы ряда крупных газет обратились к Б. Ельцину с письмом. В нем, в частности, говорится: «Мы убедительно просим Вас дать указание соответствующим службам, предоставившим Вам сведения о продажных журналистах, сообщить их и нам, сделать их доступными общественному мнению. Мы не видим никаких оснований для того, чтобы кто-то скрыл эти имена; более того — это необходимо срочно сделать не только во имя авторитета самой российской печати, не только во имя авторитета спецслужб, но и во имя авторитета президента, «озвучившего» этот позорящий нас и наших коллег упрек».
Секретарь Совета безопасности Олег Лобов отмел подозрения журналистов в том, что это аппарат СБ предоставил информацию главе государства, позволившую ему сделать подобное утверждение. У президента есть «и другие источники информации», заметил О.Лобов.
В тот же день, отвечая на вопросы журналистов, начальник Центра общественных связей Федеральной службы контрразведки Александр Михайлов пообещал назвать конкретные факты «после получения соответствующих подтверждающих документов».
Если О. Лобов отказался от того, что его служба снабдила президента уличающей СМИ информацией, то А. Михайлов, по существу, признал, что эта информация поступила от ФСК. И информация не основана на документах. Тогда возникает закономерный вопрос, не стоило ли вначале обзавестись доказательствами и лишь потом обвинять журналистов в нечистоплотности, а не наоборот?
Действия властей можно понять: их раздражает редкое единодушие средств массовой информации в оценке событий в Чечне. Вот и приходится как-то объяснять их неудобную позицию перед россиянами. Способы при этом используются из арсеналов хорошо нам знакомого прошлого.