December 21, 2024

Ночью Грозный пережил шесть ракетно-бомбовых ударов


Валерий ЯКОВ, «Известия»


В телевизионном обращении к народу президент России заявил: «Ради сохранения жизни людей мною дано указание исключить нанесение бомбовых ударов, которые могут привести к жертвам среди мирного населения Грозного». Это обращение президента слышали все, включая жителей Грозного, и многие, наверное, в него поверили. Зря.

28 декабря вечером в Москву из столицы Чечни дозвонился Сергей КОВАЛЕВ и сообщил: «Сразу после передачи заявления президента российская авиация нанесла удар (9 ракет и бомб) по Урус-Мартану, где сосредоточено 45 тысяч жителей и 15 тысяч беженцев. Ночью Грозный пережил шесть ракетно-бомбовых ударов. Рано утром ракетами разрушены дом для сирот и жилой дом рядом. Дети находились в подвале и не пострадали. В 15 часов нанесен ракетный удар по микрорайону «Минутка»...»

Для тех, кто подвергает сомнению слова Ковалева и группы депутатов, работающих вместе с ним, привожу свидетельство журналистов France Press: «Бомбардировка началась в 6.40 утра, в результате разрушены трехэтажное жилое здание, четырехэтажная школа и частный дом...»

Таких свидетельств множество, в том числе и в репортаже наших специальных корреспондентов (см. 2-ю страницу). Исходя из всего этого, можно предположить: указания президента не выполняются, и он заблуждался в оценке своих возможностей.

За последние дни мы уже как-то попривыкли к тому, что постоянно лжет пресс-центр правительства, и потому перестали воспринимать его всерьез. Слишком очевидно, что он создан в пропагандистских целях и под руководством В. Сергеева озвучивает установки силовых ведомств и членов СБ, неуклюже пытающихся оправдать свою госдеятельность, которая оборачивается кровью мирных жителей.

Понятно было и то, что нельзя с полным доверием относиться к словам господ О. Сосковца, О. Лобова, П. Грачева, а особенно — Н. Егорова, С. Степашина и многих других, кто непосредственно руководит карательными акциями в Чечне. Такая «почетная» деятельность просто обязывает вводить в заблуждение противника, а заодно и массы, чтобы удары были неожиданными и коварно эффектными (накануне переговоров, до истечения срока ультиматума, после Обращения президента...). Для названных стратегов это не цинизм, а «военная хитрость».

Можно даже попытаться понять цинизм господина Шахрая. Узнав о том, что родители американской журналистки, погибшей в Грозном, попросили российские власти оплатить расходы по доставке тела их дочери на родину, вице-премьер Шахрай заявил репортерам, что эти расходы надо взыскать... с Дудаева. Словно не на российской территории и не российския бомба убила журналистку.

Все это, повторяю, с большой натяжкой еще можно попытаться хоть как-то понять не оправдывая.

Но ни понять, ни оправдать ситуации, при которой президент, любящий называть себя «гарантом», говорит одно, а в стране происходит другое — прямо противоположное, невозможно.

И особенно-когда это касается жизни людей. Речь идет о боевиках и любых других вооруженных формированиях — они знают, на что идут. Речь об обитателях дома сирот, школы, жилых домов, на чьи головы продолжают метать ракеты и бомбы — под гарантию президента.

«Известия» 30 декабря 1994 года