Гагаузы в Молдавии получили автономию
Молдавский парламент принял Закон об особом статусе территории, на которой компактно проживают гагаузы — тюркоязычный народ христианского вероисповедания.
В Буджакской степи на юге республики гагаузы поселились более двух веков назад и сегодня насчитывают около 160 тысяч человек. В 1989 году они впервые заявили о том, что осознают себя народом, и обратились в Кишинев с прошением о предоставлении им автономии. В 1991-м после активизации движения за воссоединение с Румынией, возглавляемого Народным фронтом, пять южных районов объявили себя независимой от Молдавии Гагаузской республикой, создали собственные государственные структуры и национальные вооруженные формирования. Приднестровская война несколько остудила горячие головы и в Кишиневе, и в Комрате. И начались поиски компромиссов. В 1993 году председатель парламента Петр Лучинский предпринял попытку решить гагаузский вопрос парламентским путем, однако проект закона был на корню зарублен большинством от Народного фронта.
Поражение на парламентских выборах 1994 года Народного фронта и приход к власти аграрно-демократической партии, более лояльной к национальным меньшинствам, создали условия для мирных переговоров Кишинева с двумя обособленными от него регионами: югом и Приднестровьем. К поиску путей объединения республики подталкивала и усугубляющаяся экономическая ситуация. К чему приводят попытки силового разрешения межэтнических и межрегиональных проблем, в Молдавии поняли на примере приднестровского вооруженного конфликта.
Закон о статусе южных районов принят с единственной, пожалуй, серьезной поправкой: формулировка «национально-территориальное образование» была заменена на автономно-территориальную. Доводы: наряду с гагаузами в регионе проживают болгары, молдаване, украинцы, русские. Селам, где эти национальности преобладают, еще предстоит решить, входить или нет в уже заявленное автономное образование. До конца февраля завершится формирование специальной правительственной комиссии и вслед за этим будет объявлен референдум в 15 населенных пунктах.
Главное требование, на котором настаивала гагаузская сторона, удовлетворено: в случае изменения политического статуса самой Молдавией (то есть если она когда-либо примет решение о присоединении к Румынии) южному региону гарантируется право на внешнее самоопределение.
Южному региону разрешено иметь собственную национальную символику, собственное законодательное собрание, действующее в рамках Конституции республики, официальными языками на его территории признаны молдавский, гагаузский, русский.
Фракция Народного фронта и примыкающее к нему движение «Крестьяне и интеллектуалы» от участия в голосовании по гагаузскому вопросу отказались. По словам председателя парламента Петра Лучине кого, парламент рискует быть не понятым не только сторонниками Народного фронта Молдавии, но и вне республики. Ибо автономия для гагаузского юга — прецедент в Европе. Однако, заметил он, «ради мира в республике мы пошли на это».
Депутаты, голосовавшие за принятие такого решения, считают, что исход гагаузского вопроса — модель, которую можно будет переложить и на Приднестровье, переговоры по особому статусу которого продолжаются.