December 15

Пресс-центр правительства России лжёт!


Валерий ЯКОВ, «Известия»


22 декабря в телевизионных выпусках новостей прозвучало очередное сообщение правительственной пресс-службы о бомбардировках Грозного. В нем утверждалось: бомбардировку имитировали сторонники Д.Дудаева, взрывая жилые дома. Не стрелялись ли при этом дудаевцы, чтобы имитировать жертвы, — в сообщении не говорилось.

Почти сразу же после выпуска теленовостей в Москву из Грозного дозвонился правозащитник Сергей КОВАЛЕВ. Он с возмущением заявил: «Сообщение пресс-службы правительства РФ о том, что Грозный сегодня не подвергался бомбежкам и что это «сторонники Дудаева имитировали бомбежки, взрывая дома» — это не просто чудовищная ложь, а кровавая ложь! По Грозному был нанесен ракетно-бомбовый удар ночью с 21 на 22 декабря. Есть много жертв, есть разрушения жилых домов.»

В отличие от руководителя правительственного пресс-центра В.Сергеева и его подчиненных Сергей Ковалев свои сообщения из Чечни не готовит по информации Минобороны, МВД и ФСК, тщательно отрабатьюая их версии. Он также не пользуется пересказами очевидцев, слухами и предположениями. После каждой очередной серии бомбежек Ковалев вместе с небольшой группой депутатов отправляется к местам разрушений, чтобы лично убедиться в результатах «точечных ударов» российских штурмовиков. Он постоянно заходит в грозненскую больницу, чтобы увидеться с новыми ранеными и взглянуть на очередных погибших. И только о том, что увидел лично и услышал сам, Сергей Ковалев регулярно сообщает по телефону в Москву своим помощникам в надежде, что они донесут эту информацию до общественности.

Вот как выглядит одно из последних таких сообщений: «Сегодня в 12.00 был совершен варварский акт бомбардировки города. Несколько заходов авиации бомбардировали:

а) перекресток проспекта Кирова и улицы Садовой, где было сконцентрировано много автомобилей, 8 сгоревших остовов автомобилей и 12 трупов около них мы видели, когда приехали спустя небольшое время на место трагедии. В районе этого же перекрестка полностью разрушено три одноэтажных дома, 22 жилых дома сильно повреждены (снесены крыши и т.п.);

6) в то же время бомбовому удару подвергся грозненский район Башировка, мы были и здесь. Около 50 домов повреждены, 6 уничтожены полностью. К счастью, в этом районе многие дома почти полностью покинуты;

в) в это же время попадания бомб мы отмечаем и в центре города.

О жертвах только этой дневной бомбежки: мы были в больницах, куда поставляли пострадавших из названных выше трех районов после дневной бомбардировки. 28 человек госпитализированы. Это тяжелораненые. Восемь человек из больницы отправлены в морг. Количество раненых, которым оказана минимальная помощь и которые с помощью родственников или самостоятельно отправлены домой, официально не зафиксировано из-за экстремальных условий, но определяется медиками в несколько десятков человек.

Можно констатировать: количество пострадавших нарастает, среди раненых есть и русские. Из всех пострадавших в трех районах Грозного во время дневной бомбардировки и доставленных в больницу, где мы побывали, только два человека имели при себе оружие. Иными словами — по-прежнему страдают мирные люди.

Сейчас, когда мы диктуем наше сообщение, снова началась бомбежка. Только что примерно в пятистах метрах от места нашего нахождения взорвалась очередная бомба.»

Особое внимание Сергей Ковалев обращает на то, что российские войска ведут по городу «преступно неизбирательный огонь». Таким образом, постоянные утверждения военных и правительственной пресс-службы о «точечных ударах» — еще одна циничная ложь. Если, конечно, не считать стратегическими объектами обычные жилые дома, а бандформированиями — их несчастных хозяев. В станице Ново-Артемовской, по сообщению Ковалева, от прямого попадания ракеты в такой «стратегический объект» погибла сразу вся семья, в том числе пять детей.

В своих поездках по зоне боевых действий депутаты встречаются не только с местным населением, врачами и сторонниками Дудаева. Они постоянно общаются и с российскими военными, стоящими на передовой. По утверждению С. Ковалева, практически все солдаты и офицеры, с которыми ему довелось беседовать, в самых резких выражениях отзываются о российских политиках, которые не сумели решить эту проблему мирным путем. И практически все просили депутатов ускорить в Москве принятие решения о прекращении огня.

Во время последнего звонка в Москву в 7 утра 23 декабря Сергей Ковалев сообщил о том, что Грозный всю ночь бомбили. И подтвердил, что депутаты остаются в городе до полного прекращения огня. «А если будет штурм, то пусть берут Грозный вместе с нами».

«Известия» 24 декабря 1994 года