Россия закрывает границу на Кавказе
Идут бои, в бомбежках гибнут мирные жители
За прошедшие сутки обстановка в Чеченской республике значительно обострилась, сообщили 21 декабря корр. ИТАР-ТАСС в пресс-центре внутренних войск МВД РФ в Моздоке. По данным пресс-центра, вооруженные группировки Дудаева подвергают обстрелу в ночное время места расположения внутренних войск МВД России, минируют местность. МИД России во вторник вечером распространил сообщение о закрытии сухопутной границы России с Грузией и Азербайджаном, а также о приостановке воздушного сообщения с этими странами из аэро- и морских портов южных областей, краев и республик России. По заявлению руководителя пресс-службы правительства Валентина Сергеева, распространенному информационными агентствами 21 декабря, общие потери российских военных составили 17 человек погибшими и 54 ранеными. По заявлению уполномоченного по правам человека РФ Сергея Ковалева, у него имеются точные данные о гибели по крайней мере 42 гражданских человек в Чечне, передало агентство Рейтер. С. Ковалев сказал, что не видел ни одного убитого боевика. Северная группировка российских войск вышла во вторник к рубежу в 10 км от Грозного. Войска МВД и Министерства обороны в последние сутки уничтожили 15 единиц чеченской бронетехники и 10 артиллерийских установок, передали информационные агентства. По заявлению министра финансов РФ Владимира Панскова, военная кампания России в период, начиная с 11 декабря, обошлась уже в 400 миллиардов рублей.
ХРУПКИЙ МИР ЗА ЛИНИЕЙ ФРОНТА
Специальные корреспонденты «Известий» Вадим БЕЛЫХ и Николай БУРБЫГА передают из Надтеречного района
Встреча жителей села Гвардейского с заместителем командира дивизии внутренних войск Алексеем Полозовым заканчивалась к общему согласию. «Ну если такое дело, я первым готов сдать свой автомат», — поднялся директор совхоза. — Думаю, что обманывать нас не станут».
Сошлись для беседы в школе не случайно: клуб в селе разрушен за время гражданской войны в Чечне. Повоевать между собой успели прилично — Гвардейское всегда поддерживало лидеров чеченской оппозиции. В соседнем с ним Братском сильна была позиция дудаевцев. Вот и сходились противоборствующие стороны на бывших сельхозугодьях, поддерживаемые пришлыми формированиями. Иногда врывались в села, громили постройки. Так и клуб спалили по случаю…
Когда части российской армии и внутренних войск входили в Чеченскую республику, реакции села Братского откровенно опасались. Однако пока обошлось. И даже первая встреча с населением прошла именно в этом селе. Главным ее организатором стал местный мулла. От внутренних войск — Алексей Полозов. Одна из основных его задач — наладить нормальные отношения между расквартированными здесь подразделениями внутренних войск и местными жителями, а также наладить постепенную сдачу оружия.
Здесь, конечно, свои проблемы. Тяжелое вооружение жители сел, как и всего Надтеречного района Чечни, сдали сразу. Вернее, сдали его остатки. После бурных событий лета и осени окрестности Братского и Гвардейского живописно украшены сгоревшими остатками танков, бронетранспортеров и «шилок». Другое дело—с более легким оружием. Оно есть в каждом доме, и расставаться с ним не спешат, используя даже в чисто практических целях: в местной газете в заметках фенолога появился даже возмущенный материал о том, что истинный патриот бережет родную природу, а не расстреливает зверье из автомата и не глушит рыбу посредством гранатометов, как стало модно в здешних местах.
…Люди потянулись из школы. Они охотно вступали в разговор, рассказывали о местной жизни, но категорически отказывались называть имена — сказывался страх за свою жизнь и особенно за близких и родных, оставшихся в Грозном и в районах, контролируемых дудаевским режимом.
— Мы вас ждали три года. Почему никто не приходил? Мы первые подняли восстание против Дудаева, а русские появились только сейчас…
Действительно, в этих местах российские войска встретили довольно доброжелательно. Оставшемуся подразделению внутренних войск подыскали неподалеку от Гвардейского здание под казарму: все не в палатках зимовать. Помогают хлебом, молоком, что удивительно в селе, где многим сейчас приходится довольно туго.
— Я — водитель из совхоза, — рассказывает чеченец средних лет. — Когда все началось, я перегнал грузовик к себе во двор. Он и сейчас там совершенно исправный. Готов работать, но нет работы. За два летних месяца зарплату получил 27 тысяч рублей, а после и вовсе ни копейки… Держусь еле-еле… Бычка откормил, огород помогает…
Да, большинство жителей Гвардейского и Братского живут сейчас скудно. Хотя и здесь есть роскошные, вычурные особняки с иномарками в теплых гаражах. Местные, склонные за последнее время к черному юмору, называют их «воздушными замками», намекая на способ, с помощью которого сколачивали состояние их владельцы — махинации с фальшивыми авизо (воздушными деньгами). Был и другой способ: ввертывание «личного краника» в проходящий рядом нефтепровод (по нему сегодня уже ничего не течет).
Но основной массе от воздуха и нефти ничего не досталось. Живут они теперь в основном за счет личных подворий, чисто натуральным хозяйством. Удалось, правда, в лихолетье сохранить совхоз, но и то весьма условно. Молокозавод, где делались знаменитые сыры, разрушен. Фермы сожжены. Того, что удается произвести в коллективном хозяйстве, не хватает даже на текущие нужды работников.
Пытались после долгого перерыва вспахать заброшенные поля под озимые. Но, увы… Во время баталий кто-то выписал из Москвы специалиста. Тот приехал, заминировал пол-округи, получил гонорар и, счастливый, удалился. Говорят, карту минных полей он забрал с собой, а может, и вовсе ее не составлял, как не предусмотренную контрактом. Поэтому, где те мины закопаны, теперь не знает никто. Вышедшие на свой страх и риск на пашню тракторы исправно подрывались. Сельхозработы пришлось остановить. Теперь местные у военных просят саперов. Но они сейчас — на боевых действиях. Так что ждут землепашцы свержения Дудаева, весны и разминирования.
— Как так можно было жить? Танки, бронетранспортеры, стрельба круглые сутки. Жена боится, дети боятся. Дом с оружием защитить каждый готов. Не смерть страшна, а то, что каждый день на тебя все это давит…
Отношения между военнослужащими внутренних войск и жителями Братского и Гвардейского строятся на основе договоренностей. Военные без нужды в селах не появляются и на боевой технике по улицам не ездят. Лишь машину водовозки сопровождает бронетранспортер. Если население наладит сдачу оружия, пообещали даже не нарушать неприкосновенность чеченских жилищ. Автоматы и гранатометы, собственно, сдать готовы почти все, по крайней мере на словах. Останавливало одно…
— Мы телевизор смотрим, радио слушаем, газеты, если достанем, читаем. Понимаем: в Москве все непросто. А вдруг войска отведут обратно, и тогда нас, безоружных, перережут сторонники Дудаева.
Думали все-таки не очень долго. И теперь под гарантией безопасности в Братском, Гвардейском, Первомайском начинается сдача автоматов. Но процесс наверняка будет долгим и сложным.
Конечно, ситуация в Надтеречном районе Чечни слишком далека от нормальной. Как нам говорили сами жители Гвардейского, «у нас тут и красные, и белые».
Живой пример. Офицер приезжает на переговоры. БТР с охраной, чтобы никого не раздражать, остановился за околицей. Разговор идет в центре села. По местным традициям рядом собирается огромная толпа. Вдруг кто-то кричит истошно: «Там оусские солдаты затаскивают к себе наших девушек, грабят крайние дома…» Все срываются и бегут к бронетранспортеру. А там бойцы как сидели, так и сидят, переговариваясь с местными ребятишками. Никаких следов сексуального насилия или имущественных преступлений. В тот раз обошлось. В иной, более напряженной ситуации такое заявление могло бы привести к трагическим последствиям. Ну и, естественно, крикуна потом не нашли.
Население Гвардейского и Братского сейчас увеличилось почти наполовину. Подъезжают родственники из Г розного, а большое количество беженцев — это тоже своеобразная горючая смесь. Возвращаются и бывшие дудаевские бойцы. Кто-то спешит к домашнему очагу, но наверняка есть и такие, кто вынашивает не самые дружеские планы в отношении наших солдат и своих земляков-оппозиционеров.
Впрочем, по ночам постреливают и здесь: по соседству бродят грозненские диверсионные группы. Когда мы уезжали из Гвардейского, уже было известно: в районе Виноградного сбит вертолет, принадлежавший внутренним войскам.