December 14

Чем громче канонада в Чечне, тем труднее узнать, что там происходит


Валерий ЯКОВ, «Известия»


Для того чтобы получить в эти дни последнюю информацию, связанную с событиями в Чечне, журналисту достаточно набрать телефон временного информационного центра (ВИЦ) и... и убедиться, что у ВИЦ информация относительной свежести, причем из третьих рук, а за другими фактами следует обращаться в другие пресс-службы, пресс-группы и прочие информобразования, возникшие на волне чеченского кризиса. Складывается впечатление, что такая чехарда официальных рупоров создается намеренно — ради полного запутывания любознательных граждан и настырных журналистов.

В полевой военный госпиталь в Моздоке продолжают поступать раненые солдаты и офицеры российской армии и внутренних войск МВД России.
Фото специального корреспондента «Известий» Владимира МАШАТИНА.

Сообщив о последних ночных авиационных ударах по Грозному, агентство Интерфакс, со ссылкой на Главный штаб вооруженных сил Чечни, привело и конкретные примеры попадания ракет — разрушено несколько жилых домов в центральной части города, поврежден мост через реку Сунжа и метко поражен кинотеатр «Космос». Таким образом, частично как бы подтверждается постоянная версия военных о том, что они наносят исключительно точечные удары. Правда, кинотеатр и жилые дома с трудом можно отнести к стратегическим объектам, но в конечном итоге кремлевские политики, отправляя военных бомбить Грозный, скорее всего, понимали, что ракеты не станут выбирать между жилым домом и стратегическим объектом.

Проверить информацию Интерфакса мы решили в официальных структурах, отвечающих от имени правительства за поставку населению фактов из зоны войны. Однако во Временном информцентре нам вежливо разъяснили, что в своей работе услугами Чеченпресс и других информационных агентств не пользуются, поэтому результаты конкретной бомбежки подтвердить не могут. Впрочем, как и общие результаты обстрелов и бомбежек города за неделю.

Не смогли нам назвать и точное количество убитых и раненых военнослужащих за дни этой войны. А уж тем более мирных граждан. Причина проста — у ВИЦ таких данных нет. Лишенный волей господина О.Сосковца своего руководителя, Временный информцентр продолжает функционировать почти в прежнем режиме, добывая и выспрашивая свежие факты у ведомств, которые задействованы в зоне конфликта. К ВИЦу прикомандированы и так называемые эксперты этих ведомств — по одному человеку от Минобороны, МВД, ФСК.., которые, с одной стороны, должны помогать информацией, с другой, вероятно, контролировать ее. Как бы там ни было, но до ВИЦа изрядно просеянные факты с места событий доходят в последнюю очередь. Представить по ним реально картину происходящего практически невозможно. Чему есть теперь и формальный повод — выведение на главные роли пресс-службы правительства.

Но упорная попытка проверить результаты ночных бомбежек у подчиненных господина В.Сергеева, руководителя этой пресс-службы, тоже ни к чему не привела (к самому дозвониться невозможно — постоянно совещается). В приемной начальника нам вежливо предложили звонить по телефонам... ВИЦ.

Махнув рукой на вежливых чиновников, обращаемся за разъяснением в пресс-центр Минобороны. Там выслушивают вопрос и корректно объясняют, что всю информацию о кризисе прессе сообщают только ВИЦ и пресс-служба правительства. Круг замкнулся.

Совершаем последнюю попытку — пробуем выяснить, о каких четырех группах вооруженных чеченцев, якобы задержанных в Москве, шла речь в воскресных теленовостях. В ГУВД это сообщение не подтверждают, подчеркивая, что от них оно не исходило — в сводках таких задержаний не числится. В Московском управлении ФСК, где тоже заинтересовались телесообщением, проверили свои сводки — этих фактов нет.

Звоню в пресс-службу МВД России — и в их документах о задержании вооруженных чеченцев ни слова. Тут тоже круг замыкается, и остается разве что общаться с теми же вежливыми телефонными девушками из ВИЦ, пресс-службы правительства и т.д. и т.п. С ними действительно приятно разговаривать, они действительно с вниманием выслушивают вопросы и, думаю, искренне хотели бы помочь ответами, но, увы, нужной информации у дежурных и даже у их начальников нет.

Таким образом, снова приходишь к выводу, который напрашивался еще во время командировки в зону военных действий — все эти официальные информационные службы создавались вовсе не для того, чтобы подробно, своевременно и точно информировать прессу и общественность о ходе войны. Их задача — оградить прессу от информации и навязывать обществу преимущественно официальную оценку происходящего. Отсюда, вероятно, и неуклюже-пропагандистские версии о вооруженных группах чеченских боевиков в Москве, и лихорадочное создание образа врага с лицом чеченской национальности — для того чтобы вызвать у народа понимание тех самых бомбежек и войсковых операций. Можно, конечно, запугать обывателя «злым чеченом», который только и думает, как бы с кинжалом и бомбой пробраться в метро.

Можно сочинять забавные версии о том, что чеченские гранатометчики мечтают о засаде на Рублевке — против самого господина президента. Но ни одна из этих версий и пропагандистских «клюкв» не заменит конкретного факта.

Власти явно пытаются скрыть свои деяния или хоть чем-то их оправдать. А получается это неважно.


Войскам мешают боевики и плохая погода

Специальные корреспонденты «Известий» Вадим БЕЛЫХ и Николай БУРБЫГА передают из боевых порядков российских войск

Сплошные серые тучи цепляются, кажется, за верхушки деревьев. То моросит мелкий пронизывающий дождь, то сыплет снежная крупа. Сапоги чавкают по мешанине из липкой грязи и мокрого снега.

В затянутом мутной пеленой небе уже несколько дней тихо. Боевые вертолеты стоят на земле. Штурмовая и бомбовая авиация не часто вылетает на поражение уже разведанных огневых точек дудаевских войск. Отсутствие прикрытия с воздуха сдерживает продвижение частей и подразделений российской армии и внутренних войск, но остановить их не может.

От дождя и холода мы прячемся в «кунге» (будке) ГАЗ-66 командира артиллерийского дивизиона.

— Страшное дело, два дня как ушли из Владикавказа,— рассказывает он.— Звонят домой по телефону. Голос такой нормальный, без акцента. Говорят: знаем, куда твой муж поехал.

Ты передай, если из его установки вылетит что-то по Грозному, вам — конец. Вырежем тебя и детей, и родных. И это называется «горские джентльмены»...

Что есть, то есть. Не имея серьезной боеспособной армии, Дудаев сумел создать приличную разведку и мощный пропагандистский аппарат. Запугивать пытаются всех, кого можно,— офицеров, генералов. Дудаевское окружение сообщает, что сумело получить фамилии и адреса всех летчиков, обеспечивающих продвижение российских войск. А следом — угрозы, причем самые подлые, бьющие по больному, когда угрожают не тебе самому, а близким.

Впрочем, мы стали свидетелями и других пропагандистских методов. Сегодня чеченцы пытаются прослеживать переговоры по рациям между российскими подразделениями. А потом, настроившись на волну, передают свои воззвания. Звучит это примерно так:

— Иван, убивай своих командиров, бросай оружие и иди домой. А если так не сделаешь, тебе будет очень плохо...

Пока эти призывы никаких последствий не имеют. Командиров волнует другая проблема: отправить домой солдат и сержантов, срок службы которых уже вышел. Но мы видели, как некоторые «дембеля» в окопах строчат рапорты и просят оставить их на позициях, пока все не кончится. Но командование категорически не соглашается, их собирают по всему театру военных действий и рассылают под родительский кров.

Для чеченского населения по местному телевидению передают ворох самых невероятных «сведений», что якобы существует план, утвержденный российским правительством, об очередном выселении, наподобие сталинского, за пределы родной земли. Сообщается, как о совершенно достоверном, о массовом изнасиловании горских женщин русскими солдатами в Надтеречном районе. В связи с этим на телеэкране демонстрируют противозачаточные средства и объясняют, как ими пользоваться, чтобы не понести от «иноверцев». При всей абсурдности, напуганные жители всем этим бредням охотно верят.

Кроме пропаганды, по грозненскому телевидению передаются прямые указания боевым командирам и местному населению, что делать и как себя вести в конкретных ситуациях.

Правда, сейчас бомбоштурмовыми ударами часть комплекса грозненского радио и телевидения уничтожена. В Толстом Юрте собирается при помощи чеченской оппозиции телестанция для вещания на некоторые районы.

Кроме того, по сведениям, полученным от полномочного представителя президента России в Чечне Николая Егорова, бомбоштурмовыми и артиллерийскими ударами за последнее время у Дудаева уничтожены шесть танков Т-72, десять БТРов, одна зенитная установка, склад боеприпасов. На аэродроме Ханкала обнаружено в ангарах и разгромлено пять учебных самолетов Л-29, переоборудованных под боевые. По радиоперехвату выявлена и, видимо, уничтожена еще одна установка залпового огня БМ-21 «Град».

В результате успешных действий диверсантов в Грозном подорвано здание департамента государственной безопасности Чечни.

По данным разведки, готовясь к наступлению, дудаевские формирования подготовили оборудованную линию обороны на подступах к городу. У дворца президента стоят три танка и машина связи. На территории кислородного и химического заводов установлены радиоуправляемые мины.

Подготовка в Грозном к дальнейшим боевым действиям продолжается. В южном направлении через коридор, оставленный российскими войсками для выхода мирного населения, сейчас вывозится боевая техника, оружие, боеприпасы, продовольствие. Все складируется на базах в горах для будущей партизанской борьбы. Однако объявление газавата после взятия чеченской столицы выглядит весьма туманно.

По словам самих же местных жителей, они сомневаются в способности своих боевиков и ополченцев, сполна вкусивших все блага цивилизации, сидеть зимой в землянках среди дикой природы ради Джохара Дудаева.

Не надеясь на смертников в зеленых повязках, грозненский режим продолжает активно использовать наемников. Нам предъявили личные документы афганского моджахеда — их хозяин погиб.

Всего, по утверждениям разведчиков, в Грозном сейчас находятся около ста человек наемников-прибалтов, порядка 200 звиадистов, столько же примерно украинцев из УНСО, афганцы, абхазы, подразделения чеченцев из Азербайджана, прошедших школу Карабаха.

Есть и русские, из местных. Говорят, они иногда выходят по рации на войска, сожалеют, что приходится воевать против своих.

Активизировались также действия незаконных вооруженных формирований на территории Республики Ингушетия. Боевые потери внутренних войск на 19 декабря составили четверо погибших и 16 раненых.

ЧЕРВЛЕННАЯ.

«Известия» 21 декабря 1994 года