Наместников Кремня Чечня отвергнет
Над президентским дворцом в Грозном еще развевается флаг Чеченской республики. Джохар Дудаев не сложил полномочия, не бежал за границу. А в мятежной республике между тем Кремль провозгласил уже свою власть: президент России подписал указ об учреждении в Чечне территориального управления во главе с вице-премьером Николаем Егоровым.
Речь идет, по сути, о создании временной администрации. Этим установлением Москва еще раз категорически дала понять: Дудаев — не президент, а самозванец. Вступать с ним в переговоры на высшем уровне — значит признавать главой государства. А он таковым не является, потому, видите ли, что еще пятый съезд народных депутатов постановил президентские выборы в Чечне считать незаконными, а режим Дудаева неконституционным.
Почтение к «историческим решениям» эпохи Советов у обитателей кремлевских кабинетов весьма избирательно. Во всяком случае, никто еще не додумался вернуться заодно и к документам прошлогоднего сентябрьского съезда, провозгласившего Руцкого президентом России.
Главное, однако, в другом: создание временных органов управления, согласно закону, допускается в единственном случае — если введено ЧП. Но чрезвычайное положение в Чечне не вводилось. Следовательно, территориальное управление в Чеченской республике неконституционно.
Совершенно ясно: Чечне предлагается оккупационный режим. Ясны и перспективы этого режима. «У нас есть государство и органы государственной власти — всенародно избранный президент и парламент, — заявил председатель Совета старейшин Чечни Саид-Ахмед Азизов, — и все попытки посадить у нас чужих людей приведут не к миру, а к войне».
Согласно экспресс-исследованию, проведенному службой социально-политического моделирования «Интерфакса», вероятность, что новый режим получит поддержку местного населения, составляет 48 процентов. А вероятность, что будет наоборот, — 72. Некоторые из экспертов такую поддержку считают вообще невозможной.
Да какая еще социология требуется, чтобы безошибочно предсказать: кремлевский наместник в Чечне будет встречен отнюдь не хлебом-солью. Весь мучительный опыт Аркадия Вольского и Виктора Поляничко в Нагорном Карабахе, Юрия Шаталина в Южной Осетии, Георгия Хижи, Сергея Шахрая и Владимира Лозового в Северной Осетии и Ингушетии удостоверяет безнадежность любых попыток «восстановить конституционную законность и порядок» с помощью чрезвычайщины.
Состав временной администрации в Чечне, скорее всего, будет несколько облагорожен кем-либо из политиков местного происхождения. Владимир Шумейко уже публично предположил, что тут может быть востребован бывший первый секретарь Чечено-Ингушского обкома, отставной председатель Верховного Совета республики, а ныне сотрудник администрации президента России Доку Завгаев. Но готов ли тот командироваться на родину раньше, чем там освободится достойное его притязаний поле политической деятельности, представляющее собой пока лишь поле брани?
Когда же над Грозным хотя бы чуть-чуть развеется пороховая гарь, на роли кремлевских наместников в Чечне, возможно, и найдутся добровольцы. Но никто им не позавидует.