Чечня: трудный выбор Кремля
Экспресс-анализ недели
Президент России стоит перед самым ответственным выбором в своей жизни. С одной стороны, война или чрезвычайное положение, способное в любой момент перерасти в войну. С другой стороны, сложный и не сулящий быстрых и эффектных успехов процесс переговоров. Демонстрация силы физической или силы моральной.
В попытках повлиять на этот выбор в обществе выделилось две силы, две позиции: «партия мираж и „партия чрезвычайного положениях.
Организующим центром «партии мираж в эти дни стало Федеральное собрание. На закрытых заседаниях обеих палат, состоявшихся 8 декабря, проявилось невиданное в послеавгустовской России единодушие депутатского корпуса, в подавляющем большинстве выступившего против введения ЧП на территории Чеченской республики и за мирное разрешение конфликта.
Как стало известно, спикер сената г-н Шумейко решительно заявил, что никакой указ президента о введении ЧП в Чечне Совет Федерации не утвердит, высказавшись при этом за плотную блокаду республики. Однако и такое умеренно жесткое предложение было отвергнуто Советом.
В Госдуме против режима ЧП и ввода войск на территорию Чечни высказались лидеры всех основных фракций, даже те, кто в более спокойные времена требовал восстановления единого государства в границах 1945 года.
Суровому осуждению подверглись лица, ответственные за осуществление политики РФ на Кавказе, в частности бывший министр по делам национальностей г-н Шахрай, а также г-н Абдулатипов, одно время занимавший пост заместителя главы этого ведомства. Как один из официально названных виновников сложившейся ситуации г-н Шахрай, скорее всего, в ближайшее время лишится поста вице-премьера.
Объектом критики стал и глава государства, допустивший проведение бомбежек Грозного и других незаконных акций. При этом был поставлен вопрос о необходимости установления эффективного контроля Думы над деятельностью всех силовых министерств, что нынешним законодательством отнесено к исключительным прерогативам президента.
Таким образом Федеральное собрание РФ однозначно высказалось за мир и переговоры. И это вполне объяснимо. Помимо всего прочего, для большинства депутатов поддержка военных мер против Чечни означала бы скорый конец политической карьеры, поскольку в глазах избирателей РФ милитаризм выглядит крайне непривлекательным.
Кроме того, вполне очевидно, что объявление ЧП и ввод войск в Чечню неизбежно усилит авторитарные тенденции в структурах исполнительной власти, которая совершенно перестанет считаться с парламентом и, скорее всего, при первом удобном случае распустит обе палаты. Такая перспектива поставит под вопрос само существование независимой законодательной власти в России.
Знаменательно, что против военного решения чеченской проблемы выступили и наиболее популярные в настоящее время деятели вооруженных сил — генерал армии Б.Громов, бывший командующий советскими войсками в Афганистане, и генерал-лейтенант А.Лебедь, имеющий огромный опыт проведения миротворческих операций в горячих точках бывшего СССР. Таким образом, в высшем руководстве вооруженных сил накануне открытия военных действий наблюдается раскол, отражающий неоднозначность настроений в армейской среде.
Против развязывания военных действий, несомненно, и вся реформаторская часть правительства, поскольку сама обстановка ЧП создает дополнительные трудности для стабилизации экономики и для проведения рыночных реформ. Негативное отношение к применению силовых мер против Чечни неоднократно высказывал и премьер-министр.
Естественными приверженцами «партии мираж являются представители предпринимательских кругов России, для которых война означает увеличение степени вмешательства государства в экономику, рост налогов (и без того разорительных) для покрытия дорогостоящих военных игр и т. п.
В пользу мирного решения высказалось большинство политических партий России, что вполне соответствует настроениям основной массы избирателей.
«Партии мира» противостоит не столь многочисленная, но также влиятельная «партия чрезвычайного положения». Понятие «чрезвычайное положение» трактуется в этой «партии» по-разному. Фактически войны хотят лишь отдельные уникальные личности типа депутата Думы и бывшего председателя Национально-республиканской партии Николая Лысенко, требующего «дать армии четкий, ясный, безусловный приказ на уничтожение криминально-сепаратистского режима в Чечне (а заодно „провести национализацию всех крупнейших газет России, сместить со своих постов всех редакторов в этих газетах до уровня редактора отдела и осуществить другие столь же эффективные меры).
Но вот состояние ЧП, сочетающего блокаду Чечни с осуществлением отдельных локальных военных акций, иначе говоря, балансирование на грани войны устраивало бы очень многих. Во-первых, часть высшего руководства Министерства обороны, для которых ЧП является, может быть, единственным средством усидеть в своих креслах и списать былые прегрешения за неактуальностью.
Во-вторых, часть руководства других силовых министерств, статус и значимость которых всегда возрастает в периоды силового противостояния.
В-третьих, часть правительственных кругов, связанная с ВПК. Для них потенциальная угроза вооруженного конфликта оборачивается военными заказами.
В-четвертых, часть высшей политической и чиновной элиты, для которых режим ЧП дает манящую перспективу консервации на неопределенное время структуры власти, весьма устраивающую их в ее нынешнем виде.
Сила «партии ЧП» в ее близости к президенту, поэтому ее способность влиять на принятие решений никак нельзя преуменьшать.
Ультиматум Чечне с заведомо невыполнимыми требованиями создает впечатление того, что на президента оказывают мощное давление с тем, чтобы склонить его на сторону «партии ЧП». Однако до сих пор Ельцин никогда еще не оказывался пленником своей собственной позиции и многократно демонстрировал способности гибкого маневрирования в, казалось бы, безвыходных ситуациях.
Многое зависит и от чеченского лидера. Для того чтобы переговоры увенчались успехом, необходимо, чтобы Дудаев продемонстрировал хотя бы минимальную способность к поиску компромиссных решений. При этом статус Чечни как субъекта Российской Федерации, оформленный взаимными договорными обязательствами Москвы и Грозного, в наибольшей мере соответствовал бы интересам населения республики. Ибо если для политиков важнейшими являются проблемы власти, суверенитета и т. п., то для народа главным является вопрос «как жить дальше».
Россия не должна «завоевывать» или «покорять» Чечню. У нее есть законные интересы на Кавказе. Но отстаивать эти интересы следует достойным образом и с сознанием своей ответственности.