December 1

Цивилизованные рамки свободы

Интервью Б. Ельцина по случаю первой годовщины принятия Конституции Российской Федерации

— Борис Николаевич, минул год со дня принятия новой Конституции России. И перед глазами многих россиян невольно встают картины прошлой осени. Когда прежде мы отмечали подобный праздник, то он проходил под лозунгом: «Смотрите, что дала народу Конституция». Имеет ли смысл в таком ключе отмечать и новую дату — 12 декабря?

— Видите ли, Конституция — не обычный закон. Это своего рода договор, который подписывается между государственной властью и обществом. По этому договору каждая из сторон обязывается жить в определенных рамках. А основой договора является комплекс прав человека, которые обеспечивают свободную и достойную жизнь личности.

Понимаю, что для многих россиян это заучит пока довольно абстрактно. Но Конституция, как основной правовой акт государства, создала только условия, — подчеркиваю, только условия, — для достижения достойной жизни, задала демократическое направление государственному и общественному развитию.

Могла ли это сделать Конституция 1977 года даже с теми дополнениями и изменениями, которые были в нее внесены? Нет, не могла. Она не решала главного вопроса — вопроса о характере и механизме власти в обновляемой России.

С осени 91-го и до осени 93-го года столкнулись, таким образом, не два государственных института — президент и депутатский корпус. Столкнулись две системы власти, две системы права, два мировоззрения. Возможно, форма этого столкновения могла быть и другой. Но сам конфликт был неизбежен.

С принятием Конституции в 1993 году была снята самая болевая точка в новейшей российской истории. Общество, все мы избавились от ненормального и, главное, опасного противостояния ветвей государственной власти.

Любая конституция в любой стране — это прежде всего документ, изменяющий конструкцию или даже тип власти. Именно это и произошло 12 декабря 1993 года. Произошло не случайно. Все предшествующие годы подвели нас к этому событию. Но понимаю, для россиян важно не то, как устроена власть, а как она способна обеспечить достойную жизнь, защитить их права. Ведь дело даже не в лидерах государства, а именно в системе, принципах власти.

— Действительно, в Конституции создана и зафиксирована новая система власти. Но что-то мы не очень ощущаем ее плоды. Может быть, дело все-таки еще и в личностях? Не случайно в последнее время все чаще раздаются призывы к проведению досрочных выборов.

— Российские граждане сегодня по-прежнему встречаются с нарушениями своих прав, с ущемлением своего достоинства со стороны государственного аппарата. Государство пока недостаточно защищает одно из главных прав человека — право на личную безопасность. Экономическая свобода в Росии то и дело подвергается ударам чиновничьего своеволия. Государство плохо заботится о социальных стандартах жизни своих граждан.

Все это так. Но нельзя забывать и о другом. Процесс становления правового, социального государства, цивилизованной рыночной экономики, а говоря проще, нормальной жизни, трудный и длительный. Тот, кто обещает за год вывести страну к процветанию, хотя бы решить одну из названных мною задач, знайте — это бессовестный лжец, рвущийся к власти.

Путем устрашения, насилия, массовых репрессий, конечно, можно навести относительный порядок на улицах. Можно запугать ближних и дальних соседей, нацелив на них ракеты. И снова Россия окажется в глубокой изоляции от человечества. Она вновь станет подлинной тюрьмой народов. Это уже было!

Первое, что необходимо для обеспечения свободы, правопорядка и социальной защиты — выполнять требования Конституции Российской Федерации.

Верно, далеко не все привыкли у нас действовать на основе права. Скажу честно, порой и в президентских структурах желание поскорее решить какой-то вопрос сказывается на юридической чистоте самого решения. Правда, такие действия имеют под собой и объективную причину.

Когда Конституция заработала, стало ясно, что в ней есть правовые пробелы, противоречия. Их трудно устранять, пока не работает Конституционный суд. Совет Федерации скоро завершит избрание судей, и Конституционный суд будет полнокровно функционировать. Думаю, толкование норм Конституции должно стать одним из главных направлений его деятельности.

Конечно, со временем что-то придется менять и в самой Конституции. Но спешить с этим, думаю, не стоит, ведь ей всего год.

— С Конституцией связаны надежды многих наших сограждан. Поэтому давайте, Борис Николаевич поговорим о перспективах.

— Главные идеи, заложенные в Конституции, при их соблюдении способны превратить Россию в сильную, свободную и процветающую страну. Имею в виду прежде всего идем социального и правового государства. Реализация этих идеи будет означать:

  • что политическая, экономическая и личная свобода обретут свои цивилизованные рамки;
  • что никто не сможет использовать свободу во вред другим гражданам и обществу в целом;
  • что государство, не становясь фабрикантом, будет вместе с тем заботиться об установлении высокого стандарта жизни для каждого гражданина. Эта забота будет обеспечена не добрыми чиновниками, а четкими правовыми рычагами, которые защитят труд и здоровье, защитят людей, не имеющих способности или возможности участвовать в конкурентной борьбе. Другими словами, правовое и социальное государство — это государство классового мира и партнерства, основанного на балансе интересов всех слоев общества.

Но чтобы такие цели были реализованы, конечно, потребуются и время, и усилия как государства, так и всех нас.

В самое ближайшее время надо принять законы, которые обеспечат:

  • первое: равновесие между экономической свободой и справедливыми условиями труда. Наиболее значимым здесь является принятие Гражданского кодекса в полном объеме, который можно назвать экономической конституцией общества (сегодня принята его первая, общая часть), нового Кодекса законов о труде, Земельного кодекса;
  • второе: минимальные государственные социальные стандарты. Они будут повышаться по мере накопления общественного богатства;
  • третье: нормальное функционирование органов государственной власти и местного самоуправления. В работе находятся законопроекты об общих принципах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации, об общих принципах организации местного самоуправления, о выборах президента России. А недавно был подписан Закон об основных гарантиях избирательного права граждан Российской Федерации;
  • четвертое: жесткое государственное принуждение для любых нарушителей правопорядка. Здесь не обойтись прежде всего без нового Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, проекты которых также подготовлены и, надеюсь, будут в скором времени приняты в качестве законов.

— В первом разделе Конституции говорится также и о том, что Россия — это федеративное государство. Но у многих есть опасения, не постигнет ли Российскую Федерацию судьба бывшего Союза?

— Знаю о таких тревогах, но могу сказать уверенно, такой угрозы уже нет. Опираясь на Федеративный договор 1992 г., Конституция привела в порядок всю систему отношений Федерации и ее субъектов. Ведущим является принцип равноправия субъектов в из взаимоотношениях с федеральными органами власти и полноты власти субъектов вне пределов федеральной компетенции.

Федерация стала более гибкой в результате того, что была узаконена система взаимного делегирования полномочий «снизу вверх» и «сверху вниз». Укрепились позиции субъектов Федерации в российском парламенте, особенно в его верхней палате — Совете Федерации. Идет уточнение федеральных полномочий по предметам совместного ведения.

Главное теперь — в полной мере реализовать принцип федерализма, не скатиться ни к унитаризму, ни к обособлению. Конечно, федеративное государство в России еще достраивается, складывается. Предстоит решить немало новых проблем. Важное значение имеет процесс конституционного развития республик, принятия уставов в краях, областях, городах федерального значения, автономных образованиях.

В тех случаях, когда это необходимо, — подчеркиваю, когда действительно необходимо, — заключаются и будут заключаться различные договоры, развивающие ту или иную сторону отношений между центром и субъектом Федерации.

Но каждый раз мы должны примерять наши действия и решения к Конституции. Ее приоритет, ее прямое действие на территории всей Федерации — первооснова всего российского правопорядка. Ни один другой закон или иной правовой акт, принимаемый на федеральном уровне или в субъектах Федерации, ни один договор не должен противоречить федеральной Конституции.

Как показывает практика, иной подход опасен прежде всего нарушениями прав и свобод человека, а в экстремальных случаях ставит под угрозу жизнь людей. Федеральные власти и, прежде всего, президент как гарант Конституции не могут оставаться от этого в стороне. Всегда тяжело принимать решение о жестких мерах, но конституционный долг обязывает власти идти на них.

— В годовщину Конституции более чем уместен разговор о том, как институты государственной власти выполняют свои обязанности перед обществом и государством. Как вы относитесь к такой оценке: власть сегодня не демократическая, а номенклатурная?

— Вопрос острый, но не буду уклоняться от него.

Немало людей считает, что исполнение аппаратом государства своих обязанностей не заслуживает добрых слов. Во многом эти оценки справедливы. Говорю не только о федеральных органах государственной власти, но также о региональных и органах местного самоуправ пения.

Известно, что довольно большой круг лиц, занятых в институтах власти, имеет недостаточный профессиональный уровень, не все из них умеют трудиться по-новому.

Дают о себе знать проявления бюрократизма, злоупотребления служебным положением. Есть факты коррумпированности чиновников.

Следует, однако, видеть и другую проблему. Государственная власть, даже добротно отлаженная, не в состоянии полноценно осуществлять свои функции, если общество безучастно к ней. Надо признать, что такое отношение к государственной власти в российском обществе в последнее время усилилось. Крайне тревожная тенденция — опасно низкий процент участия избирателей в выборах на федеральном и региональном уровнях.

Политическая апатия граждан, думаю, не только от недовольства работой государственных органов, должностных лиц, депутатов, не только от трудного материального положения людей, их психологической усталости.

Сказывается и другое. Меня тревожит поднявшаяся волна выступлений весьма специфического сорта. Их авторы настойчиво убеждают, что политика — заведомо грязное дело, изображают власть как некую силу, изначально враждебную простому человеку.

Я за критику жесткую, но полезную для дела. Не верится, что авторы подобных выступлений хотят устранить недостатки в новой российской государственности. Культивируя политическую апатию, внушая людям неприязнь к государственной власти вообще, достигают только одного — всемерно ослабляют эту власть. Кому это выгодно? Только не гражданам, только не народу России.

Его подлинный интерес в том, чтобы власть государства, организованная на демократических, правовых началах, была крепкой, авторитетной, энергичной. Только такая власть обеспечит реальное осуществление россиянами своих прав и свобод, безопасность и целостность страны, стабильности, конституционный порядок в ней.

Верю, что наступит такая пора, когда при обсуждении и практическом решении государственных дел не найдется людей, которые скажут: «Мы тут ни при чем».

«Известия» 10 декабря 1994 года