December 1

Двадцать миллионов российских школьников не получат новых учебников к новому учебному году

если федеральные власти не примут безотлагательных мер


Ирина ОВЧИННИКОВА, «Известия»


По заведенному порядку, половина учебников для следующего учебного года должна быть напечатана в первом полугодии года текущего. Нынче же допечатываются книги, недоданные школьникам на 94/95 учебный год. На 95/96-й — ни одного экземпляра.

Казалось бы, все сделано для того, чтобы срывов подобного рода не случалось. Огромные суммы в валюте уже потрачены на переоборудование отечественных полиграфических комбинатов: теперь они могут полностью и своевременно обеспечивать школы не только стандартным набором учебников (так называемым федеральным комплектом), но и альтернативными, параллельными изданиями, позволяющими школе выбирать такую книгу, которая ее больше устраивает. И все эти мощности простаивают, рабочие высочайшей квалификации отправлены в неоплачиваемые отпуска, многие из них уже уволились, первоклассная техника приходит в негодность.

Почему? А потому что оказался неосуществимым правильный сам по себе замысел, в соответствии с которым региональные органы управления образованием должны закупать книги на средства местного бюджета. В итоге денег нет ниоткуда: Министерство финансов не отвечает на отчаянные призывы просвещенцев и полиграфистов, а местные власти отвечают, но — отказом. Только Москва изыскала возможность выкупить часть учебников (двадцать два названия — и на том спасибо!)

Фактически повторяется драматическое положение минувшей весны, выйти из которого и обеспечить школьников хотя бы частью необходимых книг удалось благодаря прямому вмешательству президента. (Между прочим, заместитель министра образования Александр Асмолов, позволивший себе обратиться к президенту напрямую с отчаянной служебной запиской, был строго наказан за такую дерзость).

Министерство образования, кстати, ищет способы спасения своей полиграфической базы. Особым письмом министр разрешил комбинатам продавать учебники, изданные сверх обязательного тиража. Но чтобы это «сверх» появилось, нужны кредиты. Где их взять? Ряд банков, пообещавших весной взять на себя расходы по печатанию хотя бы нескольких названий, в действительности не дали ни копейки, хотя лучшей рекламы, уж кажется, не придумаешь: учебник попадает едва ли не в каждый дом.

И в этой связи возникает очевидная опасность: за выпуск учебников уже берутся частные издательства (благо у них есть возможность переманить зарекомендовавших себя авторов из нищего «Просвещения»). Можно себе представить, какую цену они заломят за книжки и как отзовутся на эту цену миллионы родителей, поставленных перед выбором: либо оставить своего ребенка неучем, либо выложить неприемлемую для семьи сумму. А школьные библиотеки? Они-то где возьмут деньги, потребные для того, чтобы обеспечить каждый класс хоть одним комплектом? И не станет ли действительно Россия страной сплошной безграмотности?

Комитет по печати, Министерство образования, директора полиграфических комбинатов бомбардируют письмами все «верха». В ответ молчание. Прервать его и, значит, в полном смысле слова спасти школу, по общему мнению, может только Указ президента «О протекционистской политике в сфере учебного книгоиздания». Федеральный комплект должен быть внесен в федеральный бюджет отдельной строкой. При этом Мировой банк, исследовавший своими силами положение дел, предлагает выделить под такую программу 550 миллионов долларов (если, разумеется, государство даст необходимые гарантии). Только таким образом издание федерального комплекта учебников получит правовую базу, без которой реформа образования обречена.

Эти предложения представляются вполне резонными. И вместе с тем и в связи с ними возникают вопросы. Установлено: примерно треть населения России может и готова приобретать учебные книги для своих детей, а не получать их бесплатно (тем более что каждый учебник рассчитан на четыре года пользования, и нетрудно представить себе, в каком виде получает ее последний пользователь). Но в свободной продаже учебников нет. А чтобы появились, необходимо изыскать стартовый капитал на их выпуск. Легко подсчитать, насколько проще бьн ло бы федеральной ли, местной ли власти оплатить те книги, которые предназначены для ребят из малообеспеченных семей.

Второе. Есть постановление (о нем уже упоминалось), по которому регионы должны постепенно (сначала пять процентов стоимости, потом — десять, к двухтысячному году — все сто) переходить на приобретение учебной литературы за свой счет. Это постановление должно быть выполнено. Тогда население будет искать виновных в отсутствии учебников не в Москве, а рядом с собой, среди тех руководителей, которых сами выбирали. Именно так ставит вопрос Министерство экономики, и оно, конечно, право.

Наконец, не так уж просто обстоит дело со странами СНГ, которые добиваются от России опять-таки бесплатных учебников для русских школ…

Конституционная норма, гарантирующая каждому бесплатное образование, в 77-м году была пополнена включением в это понятие бесплатных учебников. Видимо, оно нуждается в новом уточнении. Бесплатную книгу должен получить только тот ребенок, чьи родители действительно лишены возможности за нее платить. Сегодня она достается и тому, кого подвозят к школе в роскошном лимузине, кому папа подарил на день рождения «Амату», кто лакомится мороженым, за две порции которого можно купить самую дорогую учебную книгу. Если это и есть социальная справедливость, то хочется спросить, что же такое надругательство над ней.

«Известия» 8 декабря 1994 года