Валютонесущие крейсеры. «Сделка века» на тихоокеанском флоте
Наталья ОСТРОВСКАЯ, «Известия»
За скандалом вокруг Западной группы войск незаслуженно тихо прошли сообщения о продаже южнокорейской фирме «Янг дистрибьюшн корпорейшн» части бывшего имущества Тихоокеанского флота, а именно двух авианесущих крейсеров — «Минск» и «Новороссийск». Причем сообщения явно противоречили друг другу. Из одних следовало, что сделка выгодна и 60 процентов вырученной валюты пойдет на решение социальных проблем военнослужащих и их семей. В других утверждалось: здесь не все чисто, поскольку данной коммерческой операцией заинтересовалась Генеральная прокуратура России...
Известно, что правда обычно лежит посередине. Действительно, в самом факте продажи, независимо от того, состоялась она сегодня как таковая или только готовится, нет ничего сенсационного, а тем более незаконного. Мало ли какой военной техникой и вооружением сегодня торгуют? Вопрос для данной сделки постановочный, поскольку в нем заложен ответ: торговля всем и вся, в том числе и военным имуществом, переходит (уже перешла?) в частные руки.
От дальних подступов — к разведке боем
По данным Управления военной контрразведки ФСК по Тихоокеанскому флоту, крейсеры «Минск» и «Новороссийск» впервые заинтересовали иностранных покупателей еще полтора года назад. 23 апреля 1993 года государственная компания по реализации военной техники и вооружений («Воентех», Москва, ул. Щепкина, 42) направила запрос командующему ТОФ, где говорилось: «Американская фирма «Вёлд бизнес нетвёк инк» заинтересована в приобретении «Минска» и «Новороссийска» для разделки их на металлолом, запрашивает разрешение на их осмотр для предварительной оценки их состояния».
Тот запрос по законам воинской дисциплины и с учетом закрытости интересующих фирм объектов содержал имена, фамилии и паспортные данные как американцев, так и наших соотечественников, стремящихся к осмотру предмета продажи. Это была лишь первая и, сразу скажем, неудачная попытка приобретения крейсеров. К тому же они в ту пору еще числились в боевом составе ТОФ. Спустя восемь месяцев, в декабре прошлого года, приказом главкома
ВМФ «Минск» и «Новороссийск» были-таки переведены в режим консервации и поставлены в бухту Постовую (близ Советской Гавани, где остаются и поныне).
Вторая попытка личного знакомства с «товаром», правда, уже другими покупателями, была предпринята ровно через год после первой и по стилю исполнения была куда более захватывающей. Нежданно-негаданно в один погожий апрельский день в зоне режимного объекта появились гости из Москвы — бывшие генералы и адмиралы в штатском и их южнокорейские друзья из «Янг дистрибьюшн корпорейшн». Вчерашние высокие чины Минобороны и ВМФ (такие высокие, что выше, говорят, не бывает) отправились в дальнюю командировку от некоего московского акционерного общества «Компас», которое, как выяснилось позже, в сделке по продаже «Минска» и «Новороссийска» должно было сыграть заглавную посредническую роль.
На КПП объекта произошел инцидент, поскольку частные визиты в режимную зону уставом не предусмотрены. «Эти люди решили, что звоном шпор и громким командным голосом можно открыть любые двери», — заметил по этому поводу начальник управления военной контрразведки контр-адмирал Герман Угрюмое.
Не считая нужным назвать нарушителей поименно, Угрюмое тем не менее отметил, что был составлен протокол задержания, собраны подписи и даже приняты запоздалые извинения высоких отставников. Больше в нарушениях режима закрытых зон экс-генералы замечены не были. Ситуация, однако, развивалась...
Вот что сообщил в своем еженедельном пресс-релизе от 16 ноября пресс-центр Тихоокеанского флота: «Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей (ЦУМР) Министерства обороны РФ, представители которого размещаются во Владивостоке, на улице Светланской, 74, решило вопрос о выгодной продаже ряда списанных кораблей и судов, в том числе бывших тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск» российско-корейской фирме «Компас».
Что значит «решили вопрос»? В чем заключается выгода от данной продажи? Почему уже упоминавшийся в этих заметках «Компас» вдруг из АО превратился в СП и тот ли это «Компас» вообще? Увы, ответы на этот и другие вопросы сегодня невозможно получить ни в штабе ТОФ, ни у представителей ЦУМР во Владивостоке. Если и тех, и других рассматривать в комплексе, то это будет приморское министерство глухой обороны, для которого журналист есть вражеский лазутчик.
Тем не менее достоверно известно, что сегодня во Владивостоке и в Москве по факту сделки производят проверки сотрудники Генеральной прокуратуры России. Материалы этой проверки есть страшная тайна, но информация-таки «утекает». Достоверные источники сообщают, что два крейсера предполагают продать, во-первых, через массу коммерческих киосков и по демпинговым ценам, во-вторых, не в качестве металлолома, но как вполне восстанавливаемые боевые единицы.
Кроме того, по сведениям военной контрразведки, южнокорейская фирма «Янг дистрибьюшн корпорейшн», не обладая решительно никакими возможностями ни для разделки кораблей, ни для дальнейшей переработки такого объема металла (порядка 50 тысяч тонн), является не покупателем, а посредником для передачи крейсеров третьей стране.
Несмотря на гробовое молчание владивостокских представителей Центрального управления материальных ресурсов Минобороны, для самой тиражной в Приморье газеты «Владивосток» не являлись секретом такие важные «оперативные данные», как фамилии учредителей АО «Компас» и соответственно отпочковавшегося от него одноименного российско-корейского СП. Это бывший начальник тыла ТОФ, а затем и ВМФ СССР вице-адмирал Махонин (ныне генеральный директор «Компаса»), бывший начальник Генерального штаба Советской армии генерал армии Моисеев, бывший главком ВМФ СССР адмирал Чернавин. Есть и другие оперативные данные, говорящие о том, что многие бывшие военачальники ушли в отставку, чтобы не быть обремененными ни ответственностью, ни запретами на участие в коммерции.
Игра, надо полагать, стоит свеч. Стоящие в относительной целости и сохранности авианосцы «Минск» и «Новороссийск», как были, так и остаются уникальной боевой техникой. Помимо «начинки» из цветных и драгоценных металлов, не подлежащих вывозу без соответствующей лицензии, в этих крейсерах применены технологии, не имеющие мировых аналогов. Страна — реальный покупатель, кроме металлолома, приобретет таким образом военные секреты страны-продавца. Какой ценой? На этот вопрос, возможно, найдет ответ Генеральная прокуратура. Но кое-что можно вычислить и самостоятельно.
Если учесть, что сегодня средняя цена одной тонны неразделенного судового металла составляет 150—170 долларов США, то только общий вес двух авианосцев «потянет» на 8—9 миллионов долларов. Посредники, само собой, работают за проценты от суммы сделки. Вот и получится, что строил «Минск» и «Новороссийск» весь Советский Союз — на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, навигационное оборудование поставлял Азербайджан, электронику — Киров и Ульяновск, телеаппаратуру — Ленинград, а лихие валютные проценты достанутся горстке учредителей из хитрого СП.
Что-то, наверное, попадет и в бюджет, что-то, возможно, будет направлено на решение социальных проблем военнослужащих и их семей. Но, как верно заметил контр-адмирал Герман Угрюмое, несмотря на то, что вооружение продается в широких масштабах и личный состав армии и флота сокращается, число военных, нуждающихся в жилье, увеличивается. Прозрачный парадокс российской конверсии, особенно если взглянуть на него через призму конкретной сделки.
У тех, кто заинтересован в распродаже бывших авианесущих крейсеров Тихоокеанского флота (кстати, по официальной информации, командование ТОФ к таковым не относится), есть дежурные оправдательные аргументы.
Среди них и такой. У флота нет денег на эксплуатацию и ремонт этих кораблей. Нет даже условий для их содержания, в результате чего «Минск» и «Новороссийск», неся свою службу на Тихом океане, не знали, что такое родная гавань к в коротких промежутках между боевыми походами болтались на рейде Владивостока.
Те же, кто по долгу службы постарался хотя бы на время прокурорской проверки приостановить беспрецедентную для флота продажу, с этим аргументом вполне согласны. Но, не возражая против самого факта сделки, настаивают на независимой экспертизе по определению реальной — не заниженной — стоимости авианосцев, реальной состоятельности торговых партнеров и целесообразности участия посредников.
Пока же столь важную экспертную функцию исполняет небезызвестное Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны. Того самого министерства, из шинели которого вышли скромные совладельцы акционерного общества «Компас».