Террористы без масок стреляли в упор
Теймураз МАМАЛАДЗЕ, «Известия»
В минувшую субботу в Тбилиси у подъезда своего дома был убит председатель Национально-демократической партии Грузии Георгий Чантурия.
По сведениям из некоторых источников, террористы — «молодые люди в черном» — открыли перекрестный огонь с двух точек в момент, когда Чантурия и его жена Ирина Саришвили сели в машину, которая должна была отвезти их на заключительное заседание съезда НДПГ. Работали не таясь, без масок, расстреливая пассажиров в машине с расстояния в несколько метров. Изрешетив «Волгу», нападавшие на двух машинах без помех выехали на прилегающую улицу, где к ним присоединились еще два автомобиля, из которых, как полагают, осуществлялось наблюдение и прикрытие.
Георгий Чантурия был убит первыми же выстрелами, его жена и водитель ранены. Охранник Мераб Барамия, закрывший собой уже мертвого Чантурия, погиб. Этот беспримерный по своей организации и устрашающей дерзости террористический акт, совершенный в накаленной атмосфере вымерзающей страны, явно был рассчитан на социальную детонацию. Едва успели в Тбилиси вздохнуть с облегчением, узнав о возобновлении подачи в Грузию туркменского газа, как тотчас же был предпринят расстрел «фактора надежды» — выражение самого Чантурия, которое он употребил в открытом письме Эдуарду Шеварднадзе, опубликованном накануне в газете «Кавкасиони». «Деструктивные силы, — писал он, — вступают в дело всякий раз, как только удается хоть немного стабилизировать ситуацию».
В свои 34 года Георгий Чантурия успел воссоздать в подполье одну из самых крупных и авторитетных политических партий, побывать в изоляторах КГБ, в советские времена и при Гамсахурдиа занять видное место в ряду бесспорных политических лидеров, стать объектом нескольких покушений и в конечном итоге — смертником. Его партия имеет в парламенте Грузии одну из самых крупных фракций, возглавляемую его энергичной и волевой женой, чья критика положения дел всегда отмечается «корректно-конструктивным напором».
В свое время Чантурия одним из первых бросил вызов политике и идеологии звиадизма, он потребовал ухода с политической арены сместивших экс-президента членов Военного совета, осудил вступление Грузии в СНГ. Выступая некогда с позиции яростного противника Шеварднадзе, он, однако, приезжал в Москву, настаивал на его возвращении в Грузию, но затем занял дистанцию, предпочитая положение бескомпромиссного критика.
В упоминавшемся открытом письме он возложил вину за «поэтапную уступку независимости Грузии» на «официальные бандитские группировки» и «недееспособное, неорганизованное, некомпетентное правительство», иные члены которого, как он сказал, защищают интересы других государств. Вывод: в Грузии действует пятая колонна. Среди тех, кто, по мнению Чантурия, должен покинуть правительство, были названы начальник службы разведки Игорь Георгадзе и министр обороны Вардико Надибаидзе. Письменно в этом его поддержала группа оппозиционных партий, потребовавшая также роспуска Корпуса спасателей («Мхедриони») и устранения из структур власти его вожаков. Лидеры оппозиции призвали Национально-освободительное движение к консолидации в борьбе с нынешним руководством республики. В свою очередь, созданный Джабой Иоселиани блок «Арчевнеби» («Выборы») также резко осудил теракт.
Бесспорно, личностные качества и активная деятельность убитого умножали число его недругов в «колоннах» любого порядкового обозначения. Одни связывают его уничтожение с желанием устранить перспективную и авторитетную фигуру, способную серьезно подорвать положение иных могущественных соискателей власти. Другие считают случившееся актом личной мести лидеров тех криминально-политических группировок, против которых выступал погибший. Третьи связывают убийство Чантурия с намерением убрать неудобного оппонента, который при всех своих разногласиях с главой грузинского государства так или иначе выступал в одной связке с ним в борьбе против местной политической мафии.
Но при всех версиях и обстоятельствах, как сказал Эдуард Шеварднадзе в беседе с корреспондентом «Известий», «это, конечно же, политическое убийство». В своем заявлении по этому поводу он квалифицировал теракт как дело рук «тех сил, которые желают превратить Грузию в страну убийц и бандитов, вызывая хаос и дестабилизацию на фоне и без того обострившейся социально-экономической обстановки». Грузинский лидер вновь призвал повести с ними жесткий и бескомпромиссный разговор.
Добавлю, что с июня 1992 года по сегодняшний день в Грузии совершено несколько террористических актов, направленных против видных государственных и политических деятелей, а также работников правоохранительных органов. За небольшим исключением ни одно преступление пока не раскрыто. В субботу и воскресенье тбилисские улицы патрулировали усиленные наряды полиции. Работает следственная группа.