Генерал Поляков сделал выбор
Он отказывается быть пешкой на доске политических игр
С командиром Кантемировской танковой дивизии генерал-майором Борисом Поляковым мы встретились 6 декабря в приемной главнокомандующего сухопутными войсками России. Генерал получил известность в последние дни из-за своего рапорта об отставке в знак протеста против использования его подчиненных в боевых действиях в Чечне. Он заявил об этом по Центральному телевидению.
Но корреспонденту «Известий» давать какое-либо интервью или фотографироваться для газеты он категорически отказался.
—Хватит, — заявил он. — Больше никаких интервью, никаких заявлений для прессы. Политика не мое дело.
Тем не менее генерал-майор Поляков подтвердил, что решение об отставке у него окончательное, менять его он не собирается.
—Я принимаю решение один раз, — сказал он.
Мотивы своего решения Борис Николаевич не объяснил, но глаза генерала, несмотря на все его внешнее бодрячество, говорили о том, что это решение далось ему непросто.
Борис Поляков родился в декабре 1952 года в городе Шуя Ивановской области, в семье военнослужащего. 16-го ему исполняется только сорок два. В 1974 году он закончил Московское высшее общевойсковое училище имени Верховного Совета РСФСР, попал служить во Львов, в «придворный» 7-й мотострелковый полк знаменитой Железной Самаро-Ульяновской мотострелковой дивизии. Там прошел все ступеньки офицерских должностей вплоть до заместителя командира полка, командовал ротой почетного караула и разведбатальоном.
В 1981 году он поступил и в 1984 году закончил академию имени Фрунзе. После нее командир полка в еще одной «придворной» Таманской дивизии, затем командир мотострелковой бригады в московском жилом массиве Теплый Стан, бригады — витрины Советской Армии, над которой шефствовали все министры обороны, начиная с Дмитрия Устинова. Там, в закрытом военном городке, он получил трехкомнатную квартиру, где живет и до сих пор.
После окончания академии Генерального штаба командует Кантемировской дивизией. Танки генерала Полякова в октябре 1993 года стреляли по Белому дому. В те дни генерал был награжден вторым орденом — «За личное мужество», первый его орден — «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени.
По мнению многих моих собеседников, генерал не мог не знать, куда и зачем направляются его офицеры, которые в массовом порядке вдруг берут отпуска накануне нового учебного года, в то время, когда в дивизии некому ходить в караулы и обеспечивать учебный процесс. Но, видимо, он не предполагал, что экспедиция в Чечню, бездарно организованная и осуществленная неизвестными ему людьми, приведет к таким печальным результатам, к гибели и пленению его офицеров. Ответственность перед их родителями, перед собственной совестью и подтолкнула его к такому решению, как отставка.
Лозунг «Армия — вне политики», хотя и занесенный в российский закон, остается пока только лозунгом. Военнослужащих — офицеров, генералов, связанных присягой и уставом, постоянно втягивают в политику те или иные силы, постоянно ставят их перед нелегким выбором: как поступить? И чаще всего этот выбор сопряжен с огромным нервным напряжением и напрямую затрагивает офицерскую честь. Генерал Поляков, видимо, устал быть пешкой на игральной доске большой политики и сделал свой выбор.
У него три высших образования и ни одной специальности. Неполная выслуга лет не дает ему права на приличную военную пенсию. Самое большее, на что он может рассчитывать, — это 40 процентов от нынешнего оклада по воинскому званию, должности и выслуге- где-то 250 тысяч рублей.
Его положение усугубляется еще и тем, что уволить в запас его может только президент, да и Закон «О воинской обязанности и военной службе», принятый Верховным Советом России в 1992 году, не предусматривает такого пункта досрочного увольнения в запас, как самостоятельное решение генерала об отставке.
Так что генерал-майору Борису Полякову придется еще долго отстаивать свое право на мужественный поступок.