Переброска войск к Чечне продолжается. Всё громче требования избежать войны
Воздушные атаки на Грозный усилились. Они совершаются днем и ночью. Основные объекты бомбежек — аэродром и аэропорт, места дислокации сторонников Дудаева. Но перепадает и мирному населению.
1 декабря в Старопромысловском районе города осколками одной из ракет штурмовика уничтожен автобус, в котором ехали пассажиры. Есть жертвы. В этот же день бомбежке подвергся квартал, в котором находится дом Д. Дудаева. Президент утверждает, что знал о готовящемся налете. Вся семья находилась дома и, по его словам, никак не хотела прятаться в подвале. Ему с трудом удалось затолкнуть ее туда. В результате обстрела квартала, который вели самолеты, заходившие с четырех сторон, сообщил он, есть разрушения и погибшие из числа жителей соседних домов. В доказательство случившегося Дудаев привез с собой осколок бомбы, обнаруженный возле своего дома.
Не прекращавшиеся налеты на город даже после того, как поступило сообщение о прибытии в Моздок делегации депутатов Госдумы РФ, ставило под сомнение возможность приезда ее в столицу республики. Однако последние самолеты покинули небо над Грозным за полчаса до въезда сюда российских парламентариев. Судя по отзывам сторон, их встречи с министром иностранных дел Чеченской республики Ш. Юсефом и вице-президентом 3. Яндарбиевым носили обоюдно полезный характер. Яндарбиев после беседы с российскими парламентариями сообщил, что у него есть надежда, поскольку «делегация приехала с болью в сердце».
Гости получили список из 21 фамилии российских военнопленных. Остальные пленные, по словам главы депутатской делегации С. Юшенкова, чеченцы. Чеченская сторона пообещала подробно ответить на интересующие парламентариев вопросы, касающиеся характера предъявленных российским военнопленным обвинений, доказательств их вины, условий их содержания, а также сообщить полные данные о каждом пленном. Юшенков сохраняет надежду на то, что часть российских военнослужащих удастся освободить, в чем, по его мнению, должна быть заинтересована и чеченская сторона.
Член российской делегации депутат Шабад признался, что первое впечатление после приезда в Грозный и начало переговоров гнетущи. Возникает чувство стыда за то, в чем сам не виноват. Если прежде Россия пыталась изменить ситуацию в республике руками оппозиции, сказал он, то теперь положение ухудшилось: сегодня речь идет о прямых действиях России. Попытки Министерства обороны РФ оспаривать участие российских военнослужащих в событиях в Грозном 26 ноября Шабад назвал фальшивыми.
Тема переговоров также — возможный механизм урегулирования российско-чеченских отношений, что составляет наибольшую сложность.
Переговоры с чеченским руководством парламентарии вели 1 декабря допоздна. И все это время небо над Грозным оставалось чистым. Но глубокой ночью снова загудели самолеты, загремели выстрелы и взрывы.
Свой взгляд на развитие событий в Чечне изложил журналистам во второй половине дня 1 декабря президент Д. Дудаев. Пресс-конференция проходила в подвале президентского дворца ввиду «поступившей информации о готовящемся новом воздушном налете и в интересах безопасности журналистов». Такого наплыва пишущей и снимающей братии Грозный еще не знал. Слушали президента около 40 представителей информационных агентств, телекомпаний и газет из многих стран мира.
Он выглядел человеком, готовым стоять до конца, какой бы цены это ни стоило. Компромиссные варианты им с ходу отвергались. Скажем, на вопрос о роли президента Ингушетии Р. Аушева как посредника в урегулировании российско-чеченского конфликта он ответил, что не принимает этой роли. Поскольку Ингушетия является субъектом РФ, то и о независимой позиции ее президента не может быть речи. Дудаев настаивает на кандидатуре другого посредника — В. Ландсбергиса.
По поводу же своих соседей по Кавказу президент высказался неожиданно резко, заявив, что все эти народы остаются трусливыми, опасаясь возмездия со стороны России. Поэтому на помощь Конфедерации народов Кавказа он особо не рассчитывает, больше полагаясь на помощь Всевышнего. В то же время Дудаев подтвердил, что к Чечне стекаются исламские силы.
Президент опроверг обвинение в его адрес в терроризме, сказав, что «до уровня террориста меня никакие сатанинские силы не опустят». При этом он как бы дезавуировал собственное заявление трехлетней давности о готовности «пойти на все». После доведения в республике свободных выборов, сказал он, власть ЧР будет действовать только законными методами. Вместе с тем он призвал кавказские народы «перенести беды на российскую территорию».
Его прогноз развития событий был весьма пессимистичен: Россия не откажется от агрессии, поскольку на губах «ястребов кровавая пена». Единственная надежда в этой ситуации — позиция западных государств, прежде всего США.
Отвечая на вопрос о судьбе российских военнопленных, президент повторил, что их участь будет определена после завершения расследования. Он высказал предположение, что российское руководство будто бы само хочет их уничтожить. В подтверждение сослался на факт ракетного удара по кварталу, где содержались пленные.
Несмотря на присутствие в городе российских парламентариев, ополченцам продолжают выдавать оружие. Митинг у здания парламента республики принял решение: после каждого налета вражеской авиации на город вешать по одному пленному российскому офицеру. Хочется надеяться, что не митингу все-таки решать их судьбу...