Последствия «исторического напета» НАТО будут ликвидированы за несколько дней
Около 50 американских, французских, британских и голландских самолетов предприняли 21 ноября самую крупную в истории НАТО военно-воздушную операцию на европейском континенте, разбомбив аэродром Удбина, расположенный в Республике Сербская Краина, провозглашенной на территории Хорватии.
Операция продолжалась четыре часа, и можно было ожидать, что аэродром попросту сотрут с лица земли. Однако сообщения из натовских штабов рисуют совсем иную картину. Урон, понесенный сербами, оказался минимальным: повреждены взлетно-посадочная полоса, радар и зенитный комплекс, погиб один человек. 15 сербских самолетов, стоявших без всякой маскировки, остались нетронутыми.
Как утверждают представители НАТО, командование силами ООН в бывшей Югославии, опасаясь ответного удара сербов по «голубым каскам», согласилось на бомбардировку лишь при условии, что число жертв будет сведено к минимуму. Именно поэтому было решено не атаковать стоящие на земле самолеты. «Беспрецедентный в истории» рейд натовской авиации имел, таким образом, скорее психологический эффект. По оценкам экспертов, сербам потребуется всего несколько дней, чтобы восстановить взлетно-посадочную полосу и при желании возобновить воздушные удары по мусульманскому анклаву Бихач и другим объектам.
Правда, госсекретарь США Уоррен Кристофер дал понять, что, если сербы не прекратят атаки на город, провозглашенный «зоной безопасности», последуют новые бомбардировки, и на сей раз более эффективные. Однако это предостережение, по-видимому, не возымело действия — утром во вторник бои в окрестностях Бихача возобновились с новой силой.
Россия устами Бориса Ельцина и Андрея Козырева выразила поддержку действиям НАТО, осудила краинских сербов и, учитывая более чем скромные военные итоги операции, едва ли сможет обвинить Запад в «неадекватной реакции».
Это, однако, не помешало российскому президенту обрушиться на Вашингтон по другому вопросу — о снятии эмбарго на поставки вооружений в Боснию. «Решение США — беспрецедентный случай… Это движение против мирового сообщества, Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности… Мы недоумеваем и категорически возражаем против такой позиции США, поскольку подобные действия открывают новый виток кровопролития на Балканах… Многие страны Европы возмущены действиями США, и, думаю, мы будем действовать сообща…» У тех, кто слышал гневные слова Бориса Ельцина, не могло не сложиться впечатления, что Вашингтон уже принял решение об односторонней отмене эмбарго, и именно поэтому российский лидер так негодует. Однако ничего подобного не произошло. Никаких новых заявлений на эту тему в последние дни американские официальные лица не делали.
Как оказалось, Ельцин столь эмоционально отреагировал на принятое неделю назад решение отозвать из Адриатики корабли ВМС США, следившие за соблюдением эмбарго. Решение, по поводу которого страсти давно утихли и которое ни российский МИД, ни западноевропейские дипломаты предпочли не драматизировать, коль скоро эмбарго остается в силе. Не совсем понятно, почему внешнеполитические советники Ельцина не разъяснили ему ситуацию, что позволило бы избежать поднятой российским президентом бури в стакане воды.
На снимках: американский адмирал Л. Смит, командующий силами НАТО в Южной Европе, разъясняет детали налета на сербский аэродром; самолеты британских ВВС «Харриер», принимавшие участие в атаке.
Фото Рейтер.