October 23

А в Латвии бензиновых очередей нет


Ирина ЛИТВИНОВА. «Известия»


В Латвии очень удивляются, наблюдая по «Останкино» сюжеты о бензиновом кризисе в Москве: республика получает горючее именно из России, и им, что называется, можно залиться. Разгадка бензинового парадокса на российский манер явилась, когда на одной из заправок, показанных по телевизору, удалось углядеть ценники.

400—500 рублей за литр до кризиса? Несложно подсчитать, что по банковскому и даже биржевому курсу это 7 сантимов за литр Аи-93. Вот и отгадка: такой дешевизны в Латвии вообразить не могут, поскольку стоит бензин в три раза дороже — 21—22 сантима за литр. Учитывая, что отношение латвийского лата к доллару практически неизменно (1 лат равен 1,85 доллара), то получается, что заправляются водители и латвийских иномарок, и «Жигулей» (тоже, конечно, «инопроизводства», но пока считающиеся в просторечии «отечественными») по цене примерно 40 американских центов за литр хорошего бензина.

Подчеркну — именно «хорошего», поскольку на бензиновом рынке республики идет жесткая конкуренция за приносящее высокие прибыли место под солнцем. Уже загорелись огни фирменных логотипов «Статойл» и «Несте» на выстроенных буквально на глазах заправках. Это не значит, что те, кто торгует российским бензином, уступают западным конкурентам в оснащении бензозаправочных станций. Прибылей хватило на то, чтобы закупить новейшее оборудование, расцветить заправки огнями, обеспечить полное соответствие станций жестким экологическим нормам в той же Риге.

Еще одна деталь. Около года назад началось разгосударствление прежде монопольной «Латвияс нафта» — фирмы, «отвечавшей» за поставки бензина. Ей же принадлежало большинство заправок. Гос фирма не справилась с тем, что успешно сделали частники: даже во времена не самых теплых отношений с Россией, откуда раздавались угрозы о «перекрытии краника», фирмачи сумели наполнить топливом республику до самых краев. Заправки постепенно распродали на аукционах в частные руки, исчезла и государственная монополия на снабжение бензином и прочим топливом. Это, считают в Латвии, защитит Латвию от возможных «блокад» и прочих санкций гораздо надежнее, чем даже договоренности на гос-уровне: ну умеют бизнесмены пока договариваться лучше, чем политики.

И последняя подробность. Опасных для горожан автоцистерн в латвийских городах не увидишь. Их появление в черте города и на магистралях было запрещено тоже около года назад. Кстати, и этот удар частники перенесли стоически: именно после такого решения властей начали как грибы расти современные стационарные заправки.

В Латвии бензин стоит столько, сколько он стоит на самом деле. И, естественно, в условиях рынка бензиновые реки текут бесперебойно только туда, где для них удобны ценовые берега. Пережив однажды шок от «мировых» цен на энергоносители, латвийские жители постепенно к ним приноровились. Выравнялась естественная структура цен. Плохо ли, хорошо ли, но в Латвии уже вряд ли возможны «скачки», «кризисы» и прочие неожиданности. Хотя за такую стабильность, надо признаться, цену приходится платить высокую.

РИГА.

«Известия» 18 ноября 1994 года