October 22

Первый российский космодром может превратиться в склад замерзших спутников


Сергей ЛЕСКОВ, «Известия»


На этой неделе опубликован Указ президента России об учреждении первого государственного испытательного космодрома Плесецк. По злой иронии в тот же день стало известно о критическом состоянии в энергоснабжении промышленных предприятий Архангельской области. В результате кризиса неплатежей возникла реальная угроза отключения от электроэнергии и Северодвинска, где делают атомные подводные лодки, и Плесецка, откуда запускают космические корабли.

В лучшие для советской космонавтики годы со строго засекреченного Плесецка (любопытно, что первое шифрованное название объекта — «Ангара») запускалось более половины всех космических спутников. Сегодня в Плесецке 9 стартовых площадок, которые обслуживают все типы российских ракет за исключением тяжелых носителей «Протон» и «Энергия». За почти 30-лет-нюю историю Плесецка здесь произошли две крупные аварии (1973 и 1980 годы), унесшие 9 и 51 человеческую жизнь.

Хотя Россия по-прежнему пользуется Байконуром и платит за него Казахстану 116 миллионов долларов в год, некоторая ненадежность в отношении главного космического старта остается. Не случайно в последние годы все больше удельный вес объектов, запускаемых из Плесецка, хотя по чисто баллистическим соображениям не все спутники могут стартовать с северного космодрома.

Но главный довод в пользу указа президента в том, что формально Россия, один из космических лидеров, не имела собственного космодрома. Это несоответствие могло создать в будущем неприятные юридические и политические казусы. Да, до последнего момента Плесецк формально был не космодромом, а полигоном, принадлежавшим Ракетным войскам стратегического назначения. По указу президента Плесецк разделен надвое. Часть хозяйства оставлена ракетчикам, часть передана военно-космическим силам России.

Но не исключено, что этот указ постигнет участь других высоких распоряжений российского руководства, которые оказываются не больше, чем политической декларацией. Превращение ракетного полигона в космодром не предусматривает никаких изменений ни в материально-техническом обеспечении, ни в штатном расписании, ни в зарплате. А ведь это и есть главные проблемы космодрома, командование которого не раз сетовало на сложности даже с комплектацией боевых расчетов для запуска кораблей. Вот и приходит на ум русская поговорка: хоть горшком называй, но в печь не ставь.

Как сообщили в пресс-центре военно-космических сил, 16 ноября Плесецк еще не был обесточен. Система автономного питания на старте может обеспечить комплекс электроэнергией лишь при коротких перебоях с ее подачей. Во время любого космического старта расход электроэнергии неимоверно возрастает. Отключение Плесецка от «Архэнерго» — это смерть едва родившегося космодрома.

На следующей неделе с Плесецка должна стартовать ракета-носитель «Циклон-3» со спутником «Космос» военного назначения. Но стартует ли? Пока вопрос. Экономическая неразбериха грозит превратить полигон Плесецк не в космодром, а в безжизненный склад несостоявшихся спутников.

«Известия» 17 ноября 1994 года