300-летие российского флота страна встречает продажей авианосцев
«Известия» (№218) уже сообщили о заключенном российским Министерством обороны контракте на продажу Южной Корее двух «списанных» авианосцев Тихоокеанского флота. Факт подписания контракта подтвержден.
Авианосцев вообще немного, да и продаются они в виде железного лома не каждый день, что побуждает пересказать японскую публикацию в деталях. Как пишет газета «Токио симбун», контракт на продажу двух авианесущих крейсеров — «Минск» и «Новороссийск» водоизмещением по 37 тысяч тонн каждый — был подписан 16 октября представителями департамента контроля над использованием ресурсов российского Минобороны и южнокорейской компанией со штаб-квартирой в Сеуле. Оба грозных корабля продавались как списанные, хотя японская газета отмечает, что «Минск» был зачислен в «штатное расписание» Тихоокеанского флота в 1979 году, а «Новороссийск» — в 1984 году, и оба авианосца едва прошли половину отмеренного строителями «рабочего ресурса».
В период «холодной войны» «Минск» и «Новороссийск» противостояли двум американским авианосным группировкам в дальневосточном регионе, но после развала СССР и на фоне нагрянувших экономических трудностей оказались не у дел и стали как бы балластом для славного Тихоокеанского флота. Как пишут японцы, авианосцы были сначала поставлены на капитальную стоянку на базе в Советской гавани, потом выяснилось, что у флота нет денег для проведения планового ремонта, затем корабли списали из состава действующих, а теперь вот и продали на лом южным корейцам. Сторговали оба авианосца, согласно японским данным, не сразу, а после неофициальных переговоров с 12 компаниями в разных странах — в США, Индии, Германии, Японии. Сеульская фирма дала лучшую цену (хотя и не названо, какую), что решило исход дела.
Японцев, впрочем, интересует не вся эта кухня, а рабочая гипотеза, которая пока что ничем убедительным не опровергнута. По этой гипотезе. Южная Корея не имеет мощностей для полноценной разделки кораблей такого масштаба, как авианосцы. И хотя с «Минска» и «Новороссийска» при передаче в южнокорейские руки должны быть сняты вооружение, навигационная техника и оборудование связи, это вовсе не исключает вероятности перепродажи кораблей в какой-то третий адрес («Токио симбун» полагает, что в Китай) и повторного их использования «по профилю».
Заявления южнокорейского покупателя насчет того, что контрактом предусматривается разделка корпусов авианосцев на полоски шириной не более двух метров и контроль за исполнением контракта российскими представителями, вероятность перепродажи, как таковую, не исключает, хотя бы потому, что, как известно, не все контракты в мире соблюдаются. Появление же авианосцев в составе китайских военно-морских сил, с японской точки зрения, поломает стратегический баланс в регионе и может вызвать серьезные осложнения в «большой политике».
Как там будет в итоге в «большой политике», покажет время. А пока что в российском военном флоте, который будет отмечать в будущем году 300 лет своей истории, стало на два авианосца меньше.