October 20

«Административно-командный» бензин из «рыночного» бензовоза


Аркадий ЖЕЛУДКОВ, «Известия»


То, что произошло с рынком бензина в столице накануне празднования очередной годовщины Октября, вполне сопоставимо с уже вошедшим в историю «черным вторником»: исчез с государственных автостоянок бензин, резко подскочили цены у частных продавцов топлива, объявлен всеобщий аврал среди государственных ведомств. Проверки реализаторов бензина группами из представителей автотранспортной инспекции. Управления по экономической преступности. Управления ценовой и налоговой политики московского правительства выявили нарушения правил торговли бензином среди большинства частных фирм. Корреспонденты «Известий» участвовали в выходные дни в одном из рейдов по Московской кольцевой автодороге с бригадой из автотранспортной инспекции.

Наш рейд проходил уже в условиях относительного «благополучия». Накануне только в течение суток было лишено лицензий около двадцати бензовозов. Выделенные в помощь автотранспортной инспекции по телефонограмме Министерства транспорта Москвы работники 8-го отделения ГАИ констатировали факт: на их участке МКАД не осталось в наличии ни одного частного торговца бензином.

Один из первых попавшихся нам бензовозов был лишен лицензии накануне — тем же нарядом автотранспортной инспекции. «МАЗ» 48-30 МКП, обогнав нашу «Волгу», пристроился у обочины кольцевой дороги и сразу же собрал очередь из двадцати машин. «Вчера его лишили лицензии, как же он снова выехал на трассу?» — удивленно спросил водитель у начальника группы, Анатолия Михайлова. Мы вышли из машины и вчетвером направились к передвижной автостанции. Оператор сразу же понял, в чем дело. Не торопясь, убрал шланг, закрыл щиток. Послышались недовольные голоса. Владельцы автомашин не скрывали своего раздражения. Мы ретировались.

«Что можно с ним сделать? — спрашивает Анатолий Демидович. — Лицензии нет, а бензовоз выезжает на трассу. Мы будем вынуждены заявить комиссии о незаконных действиях руководства этой фирмы».

Фирма «ВБК-Сервис» в этот день отличилась еще раз: вторая ПАЗС — «МАЗ» 48-35 стоял невдалеке и также торговал бензином АИ-92 по 900 рублей за литр. У обеих машин отсутствовали товаротранспортные накладные и прейскурант, согласованный в Управлении ценовой и налоговой политики и автотранспортной инспекции Москвы. Внутренняя накладная говорила скупо — «900 рублей за литр бензина». О происхождении можно было только догадываться. Только в момент составления протокола водитель принес накладную, из которой следовало: бензин получен на базе «Володарская» по государственной отпускной цене с разрешенной 10-процентной надбавкой частник не может продавать этот бензин по цене более чем 500 рублей за литр.

Комиссия, состоящая из представителей государственных инстанций правительства Москвы, на днях будет решать судьбу многих торгующих топливом компаний. Основным критерием оценки их работы будет представление мобильных проверочных групп о повторных нарушениях правил торговли. Фирма «ВБК-Сер-вис» наверняка будет в числе злостных нарушителей.

Впрочем, в этот список должны попасть представители почти всех частных фирм, торгующих топливом. По признанию самих проверяющих, вряд ли с точки зрения здравого смысла 10-процентная надбавка к цене, разрешенная по отношению к закупочной, сможет покрыть минимальные затраты на перевозку, складирование бензина и на зарплату работникам. Ситуация будет, наверное, пересматриваться в дальнейшем государственными мужами, ответственными за ценообразование. Но сегодня приказ один: цены не поднимать. Вряд ли кому-то стоит объяснять, что последствия поднятия цен на бензин будут более катастрофическими для правительства, чем скачки «долларовой массы».

Из фирм, торгующих топливом на автодорогах Москвы, в последние дни не было видно только одной — машин ассоциации «Капотня», в число учредителей которой входит единственный в Москве производитель бензина.

В связи с этим интересна оперативная информация, поступившая корреспондентам «Известий» из компетентных источников. Поступление нефти на Капотню было прекращено поставщиками из-за хронических неплатежей. Нефтехимический гигант является многомиллионным должником и уже некоторое время находится на картотеке. Отпускная цена на бензин не соответствует сумме затрат на его производство. едва перекрывая закупочные цены на нефть. И поэтому… Штраф за нарушение правил торговли в размере 50 минимальных окладов взимается административным отделом транспортной комиссии, когда частник приезжает за задержанной лицензией.

Мимо Капотни мы проезжали быстро — в радиусе двадцати километров не было ни одной машины ПЭЗС. Комбинат уже работал на полную мощность, выдавая 6 тысяч тонн продукции (полная потребность Москвы в бензине — примерно 7 тысяч тонн). В это же время несколько поставщиков топлива отказались в долг поставить горючее правительству Москвы. Для нормализации же работы автотранспорта в Москве, по оценкам специалистов, необходимо хотя бы на 50 процентов заполнить резервуары хранилищ топлива. Сейчас это невозможно — топливо моментально уходит к потребителю.

Еще один любопытный способ борьбы с низкими надбавками, позволенными правительством частникам, мы обнаружили во время проверки транспортных накладных у нескольких передвижных АЗС. Самый распространенный способ — подделка товаротранспортных накладных. Верхняя графа остается нетронутой — «Отпускная цена — 450 рублей». На половине листа идет ксерокопический брак: видно, как лист накладывался на лист. Инспектор берет в руки накладную и считает: «На „Володарской“ закуплено 300 тонн бензина. Отпускная цена — 450 рублей вместе с транспортным налогом. 250 рублей проставлено фирмой ТОО „Импульс“ как надбавка за услуги. Должно быть — 490 рублей».

Второй пример еще более показателен. Бензовоз торгует 92-м по цене 980 рублей за литр. С виду бумага сделана идеально: не видно сгиба, лист чист. Договорная цена проставлена: 980 рублей за литр. Отпускной цены нет. Путем вычисления приходим к выводу — 424 рубля за литр. Явно — липа. Водитель улыбается — бумагу получил от начальства.

Из сотни бензовозов, зарегистрированных в Москве, нам попались на дороге лишь восемь. Кольцевая пройдена вся. Мрачный инспектор говорит в нашу сторону: «Может быть, делаем что-то не так? Люди же бензин покупают. Разогнали всех, а что толку?» В результате водители, стоящие в очереди за бензином, превышающим вдвое государственные нормы (а было, и до 4 тысяч доходило), готовы собственноручно избить радетелей своих интересов. Были случаи нападения на инспекторов автолюбителями, стоявшими бесплодно три часа в очереди. Им наплевать, кто лишает их бензина.

При въезде на Ленинградское шоссе нас встретила трехсотмашинная очередь к «Аджиповской» стоянке.

Итальянцы торговали по цене 630 рублей за литр 92-го бензина, не рискуя попасть в черный список, — особым распоряжением правительства им разрешены торговые надбавки за дополнительные услуги. Государственные АЗС в этот день нас встретили неприветливо: большая часть из них была перегружена очередниками, примерно треть — просто закрыта. Закрыты были и контейнерные АЗС «Бентора» и «Колерова». Обе фирмы торговали по сильно завышенным ценам. У некоторых и сейчас виднеются надписи: «Бензина нет. Ждем-с. Цена на Аи-92 — 1500 рублей». Илья Колеров в рекламе своих АЗС написал просто по-гоголевски: «В России три беды: чиновники, дороги и бензин». Предвидел или знал, что после благополучного многотопливного лета государству без частника не обойтись? На днях ассоциация частных торговцев бензина, владеющая сегодня 30 процентами торговли топливом в Москве, обратилась к правительству с предложением передать им пустующие государственные АЗС. А дальше?

На снимке: бензовоз 48-30, торгующий второй день без лицензии на МКАД.
Фото Алексея БЕЛЯНЧЕВА.

«Известия» 15 ноября 1994 года