October 18

Бензиновая лихорадка в Москве повторяет сценарий «черного вторника»


Сергей ЛЕСКОВ, «Известия»


Уже неделю в Москве продолжаются перебои с бензином. Но дефицит последних дней трудно было вообразить даже в героическую эпоху всеобщих очередей. А 7 ноября, что символично и невероятно грустно, стало окончательно ясно, как недалеко мы ушли по пути рыночных реформ. Бензин окончательно исчез с государственных заправок, а частники на немытых бензовозах, окруженные роем замерзающих авто, подняли цену вдесятеро. И мы безропотно смирились...

Как пояснил корреспонденту «Известий» в коротком перерыве между заседаниями московского правительства его первый вице-премьер Борис Никольский, бензиновая горячка возникла из-за аварии (опять авария!) на Московском нефтеперерабатывающем заводе в Капотне. Еще 29 октября вышла из строя крекинговая установка, которая перегоняет нефть в жизнетворный бензин. При суточной выработке бензина в 6 тысяч тонн производство снизилось на 2 тысячи тонн. Несколько дней столица держалась на запасах, но к выходным они стали иссякать. 1 ноября московские запасы исчислялись 5,5 тысячи тонн, 7 ноября осталось только 2,5 тысячи. Бензин отпускался лишь службам, от которых зависела жизнедеятельность города.

Борис Никольский высказал предположение, что к вечеру 8 ноября ситуация с бензином несколько облегчится, поскольку 6 ноября на нефтеперерабатывающем заводе аварию удалось устранить. Проблема усугубляется тем, что переброска бензина из других регионов, которые прежде выручали Москву, теперь затруднена. Южную соседку Рязань мольбами Москвы теперь разжалобить не удается, а завод в Киришах на цену меньше, чем 700 рублей, не соглашается. Борис Никольский воздержался пока от категоричных оценок, предложив подождать до встречи мэра Юрия Лужкова с министром топлива и энергетики России Юрием Шафраником, которая была назначена на 15.30 8 ноября.

Успокоительно, конечно, что ответственные чиновники посовещаются. Однако корреспондент «Известий» был свидетелем того, что руководители мэрии и Минтопэнерго уже встречались — по другому, правда, поводу — не далее как в четверг. Они тогда излучали олимпийское спокойствие, хотя вечно стремящиеся испортить руководителям настроение журналисты спрашивали про бензиновый кризис.

Любопытно, что спекулянты, торгующие бензином на обочинах, не испытывали сложностей с бензином. Для них аварии на заводе словно и не было. При госцене в 400 рублей за АИ-93 приобретение за 4 тысячи расценивалось алчущими автолюбителями как удача. А с 8 ноября мэр Москвы, еще до встречи с топливным министром уже поднял госцену до 500 рублей, аж на 25 процентов. Кажется, месяца не прошло с предыдущего скачка цен.

Развитие сюжета заставляет умудренных опытом автолюбителей не особо доверять версии об аварии в Капотне. Народ склоняется к тому, что дефицит, как это случалось уже сто раз, был организован, дабы грядущий рост цен был воспринят как великое благо.

Подтверждает эти догадки и разговор с заместителем директора Московского нефтеперерабатывающего завода Татьяной Федяевой. Она обратила внимание, что завод вышел на режим 6 ноября, но очереди после этого не уменьшились. И вообще не об аварии на заводе следует говорить, а о плановой остановке на текущий ремонт. Его надо было еще летом сделать, но затянули, в итоге чинили оборудование на пару дней дольше обычного. А причина всех бед — в организации Моснефтепродукт, которая занимается ооес-печением города бензином со всех регионов.

К сожалению, поговорить с кем-либо из этой структуры оказалось невозможно. Секретарь в приемной удрученно пояснила, что глава фирмы Олег Лосев на разборке в правительстве, а «все остальные болеют». По сведениям со стороны главная проблема Моснефтепродукта состоит все же не в эпидемической обстановке в аппарате, а в требованиях предоплаты со стороны поставщиков, на что свободных средств не хватает.

Вместе с тем достаточно очевидно, что скачок в ценах на топливо приведет к росту цен по всей цепочке. Причем в ближайшие же дни, и не на 25 процентов, а лавинообразно, обвалом. Некоторые скептики считают, что последствия валютного обвала в «черный» вторник вполне сопоставимы с последствиями «красного» понедельника, если таковым считать 7 ноября.

О конкретных итогах бензиновой горячки можно лишь гадать. Не подлежит сомнению лишь то, что комиссия Олега Лобова, секретаря Совета Безопасности, едва отзаседав по одному поводу, может опять запереться в своих кабинетах, чтобы попытаться разгадать тайные пружины очередной диверсии против бессловесного российского обывателя.

«Известия» 9 ноября 1994 года