Террорист, захвативший Як-40 погиб, заложники не пострадали
Николай ГРИТЧИН, Валерий ЯКОВ, «Известия»
27 октября, в шесть часов пятьдесят две минуты операция «Набат» по обезвреживанию в Махачкале террориста, захватившего самолет Як-40 (а не Як-42, как мы ошибочно сообщили во вчерашнем номере), завершилась взрывом. К этому моменту в самолете уже никого, кроме самого террориста, не оставалось.
Замерший аэропорт Махачкалы с наступлением утра 27 октября ждал развязки разыгравшейся здесь драмы. Собственно, бесславная развязка этого теракта для ее организатора была предрешена уже вскоре после полуночи, когда последние два члена экипажа обманным путем покинули пилотскую кабину. После этого террорист остался один в салоне вместе с самодельным взрывным устройством и кипой американских долларов общей суммой 800 тысяч. Его раздумья в одиночку длились около пяти часов. Они были прерваны с приближением рассвета ультиматумом, переданным от имени руководителя операции «Набат»: или добровольно сдаться, или к террористу будет применена сила.
— Мы рассчитывали все же, что операцию удастся завершить бескровно, — сообщил «Известиям» заместитель начальника управления ФСК по Республике Дагестан полковник А. Махтибеков. — Штурм не планировался. Несмотря на отказ террориста вести с нами переговоры, у нас до самого последнего момента оставалась надежда утром склонить его сдаться. Но он выбрал другой вариант.
Террорист взорвал себя в 6.20. Устройство оказалось столь мощным, что пробило крышу самолета и боковой борт. Самого бандита разнесло в клочья. Если бы в салоне оставались пассажиры, их ждала бы та же участь. К счастью, они в этот момент уже отдыхали в гостинице аэропорта.
Фамилия террориста остается неизвестной. Прозвучавшие накануне данные о нем оказались ложными. Согласно последним подтверждениям, поступившим в республиканскую службу ФСК из Баку, паспорт на имя 22-летнего выпускника Бакинского политехнического института, по которому террорист садился в Махачкале в самолет, принадлежит вовсе не ему. Обладатель утерянного паспорта живет и здравствует в столице Азербайджана. Офицеры ФСК не рискуют даже утверждать, что погибший был азербайджанцем, поскольку во время переговоров он затруднялся изъясняться на азербайджанском языке. Достоверно установлено лишь, что он действовал в одиночку. Первые освобожденные заложники неверно назвали его сообщником пассажира, к которому террорист изредка обращался на азербайджанском. Встревоженные родственники «сообщника», бросив все, примчались в Махачкалу и с радостью узнали об ошибке.
Высокую оценку проведенной под руководством ФСК операции «Набат» разделяют в Махачкале не все. Мэр города М. Магомедов выразил сожаление, что не удалось спасти самолет.
Кроме того, не удалось выяснить и судьбу восьмиста тысяч долларов, переданных террористу. Пока никто из лиц, причастных к операции, на этот вопрос не отвечает, как, впрочем, и на многие другие. Понятно, что интересы операции предусматривают конфиденциальность и сдержанность в комментариях. Но в конечном итоге это выливается в многочисленные ошибки, которые тиражируются информационными агентствами и прессой на весь мир.
Пресс-служба ФСК, призванная, казалось бы, в таких ситуациях держать руку на пульсе события и знакомить журналистов с самыми последними и наиболее достоверными сообщениями, на деле лишь цитировала тассовские информации. В результате об операции, которая продолжалась почти двое суток, поступали довольно противоречивые сведения. И даже полдня спустя после взрыва оставалось неясным, какую роль сыграла в операции группа «Альфа», которая присыла из Москвы еще в среду днем. Взорвался ли террорист сам, как говорят офицеры ФСК, или это его действие было спровоцировано тем, что «группа захвата Федеральной службы контрразведки приступила к операции по его обезвреживанию», как сообщает ИТАР-ТАСС? Между тем, группа захвата ФСК и группа «Альфа» — это разные подразделения, из различных ведомств («Альфа» находится в составе Главного управления охраны) и в конечном итоге предназначены для разных целей. По крайней мере освобождение воздушных судов — прямая специализация именно «Альфы». Чем завершались некоторые предыдущие операции по обезвреживанию воздушных террористов, когда вместо «Альфы» действовали омоновцы или какой-нибудь лихой спецназ, всем известно. Последний захват в Минеральных Водах 28 июля обернулся гибелью заложников.
Ответы на эти и другие вопросы, возникшие по поводу очередного «Набата», мы надеемся получить в самое ближайшее время непосредственно от самих участников события.