Российскую тундру залило нефтью, а тревогу забили американцы
Как стало известно, в Коми недалеко от Усинска произошла крупная экологическая катастрофа, связанная с прорывом нефтепровода, который проложен от месторождения Везей и входит в систему «Коминефть». По предварительным данным, количество пролившейся нефти оценивается в 2 миллиона баррелей, или 300 тысяч тонн. Эксперты затрудняются сказать, была ли в истории нефтедобычи более крупная авария с трубопроводами.
Город Усинск расположен в 300 километрах от берега Северного Ледовитого океана и в 50 километрах от Печоры, до Полярного круга — 100 километров. Ландшафт типичный для Крайнего Севера — озера и непроходимые болота. Совсем недавно мне довелось побывать в этих местах, и, помнится, специалисты в один голос отмечали экологическую уязвимость тундры и чрезвычайную опасность каких-либо промышленных загрязнений именно в этом регионе. Экологические проблемы, помимо всего прочего, усугубляются зависимостью местного населения от среды обитания.
Так и произошло. По сведениям «Известий», об экологической катастрофе в бассейне Печоры стало известно благодаря местным рыбакам, которые обнаружили следы нефти на своих сетях. Само же акционерное общество «Коминефть» попыталось скрыть факт аварии. Трудно поверить, что разрыв нефтепровода произошел 17 августа, а сообщили о нем лишь 13 сентября. Нефть выливалась на землю до 6 сентября. В настоящий момент сильно загрязнены реки Уса, Колва, Хатаяха. Даже в селе Усть-Уса, которое стоит на Печоре, нефтяная пленка достигает ширины 5 метров. В Колве уровень загрязнения превышает предельно допустимую концентрацию в 20 раз.
Экологическая катастрофа в бассейне Печоры ставит несколько вопросов. Почему «Коминефть» решило все-та-ки проинформировать местные органы об аварии? По некоторым сведениям, нефтяники во избежание скандала попытались схитрить и выдать за крупную аварию небольшую неполадку, которая произошла в сентябре и была устранена за несколько часов. Однако при этом все равно остается непонятным, как многочисленные экологические службы, которые включают в себя и спутниковое наблюдение за трассами нефтепроводов, не заметили столь значительную утечку нефтепродуктов?
По всей видимости, «Коми-нефть» надеялось, что нефть отфильтруется в многочисленных болотах. Одно из болот было втайне от местных надзорных органов обваловано. Однако прорыв, как выяснилось, произошел не в одном, а в нескольких местах, и замене подлежат 52 километра трубопровода. Грандиозные объемы утечки, которые в 8 раз превосходят считавшуюся крупнейшей аварию на месторождениях компании «Эксон» на побережье Аляски в 1989 году, не позволили спрятать концы в воду.
Без сомнения, «Коми-нефть» ожидают крупные штрафные санкции, жесткость которых будет усилена из-за попытки сокрытия факта экологической катастрофы. «Коминефть» обязуется заменить аварийные 52 километра до 1 декабря 1994 года, ликвидировать все последствия аврии до 1 апреля 1995 года. Но и сами органы экологического контроля не могут спать спокойно, если их, как выяснилось, не так уж сложно ввести в заблуждение.
Безрадостным для нас является и то обстоятельство, что на катастрофу обратили внимание лишь после того, как о ней затрубили американцы. Недалеко от Усинска находится Ардалинское месторождение, которое впервые разрабатывается совместно с компанией «Коноко». Именно американцы и забили тревогу об экологическом состоянии региона, от имени вице-президента США Гора поступило предложение об оказании экологической помощи. Лишь после этого была сформирована правительственная комиссия, которая 25 октября отбыла в район Усинска.
Создается впечатление, что российские ведомства, ответственные за природоохранные меры, больше беспокоит не собственно экологическая безопасность наших территорий, а исключительно реноме этих чиновничьих структур в глазах цивилизованного мира. А если уж раздается шелест зеленых купюр, активность проявляют даже самые ленивые.