October 6

Первые жертвы мира с Иорданией: 18 убитых в Тель-Авиве


Константин ЭГГЕРТ, «Известия»


Чудовищный взрыв в центре Тель-Авива — страшный пролог к намеченной на 26 октября церемонии подписания израильско-иорданского мирного соглашения. Мощная бомба буквально разорвала на куски городской автобус, следовавший по улице Дизенгоф — главной артерии города.

«Известия» связались с коллегами из израильской газеты «Глобс», редакция которой находится недалеко от места взрыва. По их словам, убито как минимум 18 человек, однако окончательная цифра будет значительно выше — место трагедии буквально засыпано останками жертв. Немало раненых. Сотрудники близлежащих учреждений, в том числе и «Глобс», сдают кровь для срочной помощи пострадавшим.

Буквально через полчаса после взрыва радио Израиля передало: Иордания поспешила выразить соболезнования и осудила организаторов варварского акта. В том, кто совершил его, сомнений немного: фундаменталистское движение «Хамас» взяло на себя ответственность за бойню.

Взрыв произошел в дни, когда израильтяне чувствуют себя особенно приподнято накануне предстоящего в будущую среду торжественного подписания мирного договора с Иорданией. Акция террористов была рассчитана на то, чтобы продемонстрировать: противники мира сдаваться не собираются. Не вполне ясно, осудит ли взрыв Организация освобождения Палестины. Накануне ее лидер Ясир Арафат недвусмысленно осудил израильско-иорданское соглашение как не учитывающее интересы палестинцев.

Пока ничто не указывает на возможность отмены церемонии 26 октября из соображений безопасности. Она пройдет на пограничном посту, разделяющем два соседних города на Красном море: иорданский — Акаба и израильский — курорт Эйлат. Туда прибудет Билл Клинтон со свитой из 1200 человек на четырех аэробусах. Он станет первым за 15 лет главой американского государства, посетившим Ближний Восток, если не считать инспекционной поездки Джорджа Буша к американским войскам в Кувейте осенью 1990 года. Кстати, Клинтон повторит этот вояж: выступив с речами в израильском кнессете и иорданском национальном собрании, он отправится навестить морских пехотинцев, расквартированных в эмирате.

Однако следующий этап поездки может оказаться весьма знаменательным: есть сведения, что президент намерен посетить Дамаск и провести переговоры с сирийским лидером Хафезом Асадом. Последним хозяином Белого дома, посетившим столицу Сирин, был Ричард Никсон в 1974 году. Клинтон уже встречался с Асадом в январе этого года в Женеве.

Президенту США хотелось бы, чтобы приезд в Дамаск ознаменовался неким прогрессом на двусторонних сирийско-израильских переговорах. Тогда он мог бы говорить о еще одном внешнеполитическом успехе, достигнутом при участии его администрации. Однако на сегодняшний день диалог Тель-Авива и Дамаска идет весьма неспешно.

Камнем преткновения остается вопрос о сроках вывода израильской армии с Голанских высот. Асад настаивает на завершении этого процесса в течение одного-двух лет, надеясь решить основные проблемы с нынешним правительством Израиля до очередных парламентских выборов, предстоящих в 1996 году. Ицхак Рабин, в свою очередь, полагает разумным срок в три года. Кроме того, израильский генштаб хочет попытаться уговорить сирийцев отдать стратегически важную часть Голанских высот в долгосрочную аренду еврейскому государству. Это предложение выглядит нереалистичным: Асад уже отверг его.

Визит Клинтона в Сирию, если он состоится, станет очередным символическим жестом, поощряющим Дамаск и Тель-Авив: «Продолжайте беседовать, господа».

«Известия» 20 октября 1994 года