Вертолеты над Баку как призрак государственного переворота
В ночь на 3 октября в Баку около 30 вооруженных человек из отряда полиции особого назначения ворвались в здание республиканской прокуратуры и до утра держали в заложниках генерального прокурора, его заместителей и еще около 30 сотрудников аппарата.
Руководил операцией непосредственно заместитель министра внутренних дел республики, курирующий ОПОН, Ровшан Джавадов. При захвате здания в ход было пущено огнестрельное оружие. Однако сведений о жертвах пока нет.
Точкой отсчета происшествия, которое еще не локализовано в минуты, когда передается этот материал, можно считать воскресное выступление по национальному телевидению генерального прокурора Азербайджана Али Омарова. Он, в частности, заявил, что задержаны три подозреваемых в убийстве вице-спикера парламента республики А. Джалилова и начальника особого управления аппарата президента полковника Ш. Рагимова. Через полчаса после этого выступления люди А. Джалилова захватили здание прокуратуры. Район происшествия был оцеплен правительственными силами. Власти всю ночь вели переговоры с мятежниками с целью склонить их сложить оружие и сдаться.
Решение не применять силу против опоновцев было продиктовано тем, что здание прокуратуры находится в одном из густонаселенных кварталов Баку и малейшая неосторожность могла повлечь за собой большие человеческие жертвы. По некоторым непроверенным данным, мятежники выдвигали три требования: отпустить арестованных трех сотрудников ОПОНа, созвать сессию Верховного Совета Азербайджана, освободить от занимаемой должности министра внутренних дел республики Р. Усудова. С последним у Ровшана Джавадова не сложились отношения по той причине, что министр вынашивает идею расформировать ОПОН. Он укомплектован примерно из 3—4 тысяч людей, прошедших через афганскую и карабахскую войны, и, естественно, представляет собой серьезную силу, сосредоточенную в руках Р. Джавадова.
Если конфликт на этой почве смахивает на внутриведомственную разборку, то методы его осуществления, а также требование освободить из-под стражи трех подозреваемых в убийстве людей зам. министра внутренних дел и созвать сессию Верховного Совета приобретают политическую окраску. Не случайно в кабинетах президентского аппарата опасную игру Р. Джавадова расценили как попытку совершить государственный переворот.
Завершились ли переговоры удовлетворением требований мятежного зам. министра или нет — трудно сказать. Известно лишь то, что на рассвете опоновцы отпустили заложников и выехали на свою базу.
Источник, всю ночь информировавший «Известия» о ходе этого драматического события, сообщил утром, что к базе дислокации ОПОНа стягивается техника правительственных сил. Возможно, мятежникам будет предъявлен ультиматум сложить оружие и сдаться. А пока над городом патрулируют вертолеты, население же Баку, большинство которого, по-видимому, еще не предполагает, какую ночь они прожили, ждет с нетерпением ожидаемого телевизионного обращения к народу Гейдара Алиева.
Тем временем некоторые наблюдатели в республике мятеж опоновцев однозначно квалифицируют, как продолжение акции против независимости Азербайджана и нынешних властей. Любопытно, что эти события активизировались сразу же после подписания нефтяного контракта. Побег из спецмзолятора министерства национальной безопасности четьн рех заключенных, террористический акт против вице-спикера парламента и руководителя особого управления, побег 30 сентября из Баиловской тюрьмы 10 преступников, приговоренных судом к смертной казни, и, наконец, мятеж опоновцев не оставляют сомнений, что над Азербайджаном бродит призрак государственного переворота.