Опасное небо Сибири
30 сентября в Красноярском крае — день траура в память о погибших в авиакатастрофе под Ванаварой. Наверное, нет другого региона на планете, где небо было бы так враждебно человеку. Все четыре крупнейшие российские авиакатастрофы этого года произошли в Восточной Сибири. Счет жертв приближается к трем сотням человек. И ведь адрес многих воздушных трагедий 60—80-х тот же.
Но у каждого авиаЧП, разумеется, свои и вполне земные причины. Каждое воздушное происшествие заблаговременно готовится на земле. В Красноярске, Туре, Норильске... Тем временем не только Красноярск, но даже Кызыл решил воздвигать международные аэропорты, Россия намерена открыть для зарубежных авиакомпаний наряду с уже существующим транссибирским маршрутом новые транзитные воздушные коридоры, в частности и через Красноярье, Эвенкию.
Последняя авиакатастрофа вновь заставляет говорить о странностях Аэрофлота, которые, впрочем, всегда ожидаемы, и ничего на самом деле удивительного для нас, пассажиров, не представляют. Лишь спустя почти сутки после того, как Як-40 Красноярской авиакомпании Черемшанка, недотянув 40 верст до аэродрома, воткнулся в берег реки Чамба, удалось узнать точные данные о количестве жертв. Соответствующие службы не могли с уверенностью сказать, летел ли бортпроводник, сколько было детей... Удивительно? Отнюдь, объясняется все вполне обыденными для гражданской авиации причинами. Рейс № 31 Красноярск — Тура должен был выполнять Ан-24. Вылет задерживался по метеоусловиям Туры. В конце концов на взлетную полосу вырулил Як-40, а значит, численность экипажа должна увеличиться до четырех человек. Но был ли в салоне бортпроводник, а он был, на этот вопрос долгое время ответа не давали. И говорили лишь о трех членах экипажа.
Аэропорт Туры не смог принять сорт из-за непогоды. Низкая облачность сильно ухудшила видимость. Было принято решение лететь на запасной аэродром в Ванаваре. Однако топлива не хватило. Попытка посадить Як на речку Чамба и смягчить тем самым удар успехом не увенчалась. Чамба — мелководная, извилистая, берега, поросшие лесом. Борт 87468, видимо, не вписался в пойму. И либо задел крылом за сосну, перевернулся и уже потом врезался в берег, либо потерял управление после удара о водную гладь и переломился надвое, воткнувшись в берег. Часть самолета оказалась на суше, часть в воде. Погибли все, находившиеся на борту.
Почему командир — 47-летний пилот 1-го класса Анатолий Данилов полетел в Ванавару, а не в более близкий Байкит, куда обычно поворачивали самолеты, которые не мог принять порт Туры? До Байкита горючего бы хватило. Пока о метеоусловиях в Байките мною получены противоречивые свидетельства.
Вопросов много. Отдельные действия экипажа оценены по горячим следам некоторыми специалистами как «выглядящие абсурдными». Но Данилов не мог заблудиться, недоумевают люди, работавшие с ним. Опытный, хорошо знающий Север, пунктуальнейший профессионал — так отзываются о пилоте.- Да, порт в Туре расположен на возвышенности и неудобен для посадки в условиях плохой видимости, можно промахнуться мимо взлетно-посадочной полосы. Но не мог же Данилов не знать, что топлива до Ванавары, скорее всего, не хватит? Почему он все-таки не принял твердое решение посадить машину в Туре? Может, керосина хватало, но его перерасход вызвал сильный встречный ветер на той высоте, где летел Як? Однако почему Данилов тянул до последней капли горючего, не попытавшись совершить аварийную посадку, не выбрал площадку, еще имея запас топлива? (Правда, есть некоторые свидетельства, что экипаж присматривался к Куликовским болотам, но они были скрыты снежным покровом, и борт повернул к фактории Стрелка).
Голос Данилова был ровен все время полета. И когда борт уже стремительно приближался к тайге, к Чамбе, он спокойно произнес последние свои слова: «Ищите нас на речке».
Не так давно красноярской журналисткой Татьяной Бочаровой опубликованы убийственные документы к вопросу о безопасности полетов в компании «Красноярские авиалинии». Несколько цитат.
Из акта инспекторской проверки авиапредлриятий на территории Красноярского края.
«...Безопасность полетов не обеспечена. За 9 месяцев 1993 г. произошли одна катастрофа, 2 авиапроисшествия без человеческих жертв, 3 чрезвычайных происшествия, 46 инцидентов и 9 повреждений воздушных судов (ВС) на земле. 70 процентов авиапроисшествий, 30 процентов инцидентов, 50 — ЧП и 75 — повреждений ВС на земле были связаны с деятельностью личного состава».
Из акта проверки транспортной прокуратуры:
«9 инцидентов были связаны с неисполнением личным составом летной и наземной служб ведомственных инструкций. В 14 случаях установлена личная вина работников авиапредприятий. 17 инцидентов допущены по причине отказов авиационной техники в полете из-за конструктивно-производственных недостатков. 5 инцидентов произошли вследствие недостатков в организации летной работы, 4 инцидента стали возможны из-за нарушений технологии работы при обслуживании и ремонте ВС».
Из письма райпрокурора В. Эфтора:
«При контрольной проверке давления в шинах Ту-154М бортовой 85679 перед полетом (пассажиры уже сидели в салонах. — Авт.) выявлено, что давление составляет от 8,75 до 9,75 кгс/кв. см, тогда как по техусловиям необходимо 10+0,5...».
К сведению: в прошлом году было 8 ЧП, связанных с шинами. Они горят, плавятся, разлетаются вдребезги. Борта чудом садятся на оставшихся целыми колесах шасси.
Когда специалисты-шинники направили в аэропорт своих представителей, тех просто не пустили. А когда они наконец все же прорвались к воздушным судам и попросили манометр, его просто не оказалось. Нарушений не счесть. Як-40 должен был лететь из Диксона в Красноярск. По просьбе начальника аэропорта сверх допустимой взлетной массы прямо в салон загрузили более тонны рыбы. Як пошел на взлет, ударился передней ногой шасси о ледяной бруствер высотой около полуметра, сломал переднюю стойку, «клюнул» носом в бетон и в таком положении, скрежеща, прополз еще метров 20. Часть пассажиров получила серьезные травмы. Когда первый испуг отступил, экипаж принялся выгружать и прятать «нелегальную» рыбу. И если бы не свидетельства пассажиров, чуть было не погибших из-за проклятой рыбы... Да что рыба! Везут все подряд, забивая багажные отсеки и салоны водкой, не проходят перед вылетом медконтроль, нарушают режим полета (скорость, эшелон, режим торможения) и т.д.
...Одно время говорили: самолеты падают оттого, что об этом пишут газеты. Однако сообщения об авиакатастрофах ушли с первых полос (даже в самом Красноярске есть газета, которая вообще не упомянула о трагедии в Эвенкии). В выпусках теленовостей этой катастрофе уделяли далеко не первостепенное внимание. Видимо, СМИ следуют за общественным сознанием, которое преодолело некий болевой порог. Для него такие трагедии, конечно, и не обыденность, но уже и не ЧП.
Возможно, оттого, что привыкаем, много небрежности в работе прессы. Не буду говорить об ошибках в географических названиях, в указанном количестве жертв. После децентрализации гражданской авиации СССР, дальнейшей суверенизации региональных авиакомпаний и роста значения секретарш в приемных, именно они стали решать, кому и в каких дозах выдавать информацию. Но... в одном уважаемом московском издании 28 сентября одновременно господу Богу уподобили правительственную комиссию — дескать, она была на месте катастрофы уже в понедельник, и обидели спасателей, сообщив «последние данные»: обнаружены останки 17 человек. Между тем еще днем, во вторник, и до прибытия правительственной комиссии, спасатели нашли останки всех 28 погибших.
России с ее разрухой на транспорте и в промышленности спасатели сегодня нужны как никогда. Другим бы работать так, как они.
Нам не хватает денег на обеспечение собственной безопасности. Мы не можем себе позволить иметь высокооплачиваемых, уверенных в завтрашнем дне и дисциплинированных пилотов. Летаем на металлоломе. Керосина не хватает, бывает, в транзитных портах летчики покупают его за свои кровные наличные. Все эти неурядицы достигли такого запредельного уровня, когда общество уже не вправе говорить о суверенности человеческого права на жизнь. Мы становимся заложниками затянувшейся разрухи. И, наверное, восточносибирский синдром, эта серия катастроф даны чиновникам, отвечающим за безопасность полетов, как демонстрация возможного будущего всей российской авиации.
Восточно-сибирский региональный центр МЧС в свое время, оценив обстановку, сложившуюся в обеспечении воздушного движения на международных трассах, пролегающих над территорией Красноярского края, как «чрезвычайно опасную», выделил авиаторам и материальную помощь. Дальше ехать некуда.
...На следующий день после катастрофы красноярские газеты сообщили об очередном повышении цен на авиабилеты. Не только жизнь, смерть дорожает...