September 18

Ограбление банка «Менатеп» было обречено на провал


Валерий ЯКОВ, «Известия»


Вооруженное нападение на хранилище коммерческого банка «Менатеп» в Москве произошло во вторник около полудня. После короткой перестрелки с охраной банка один из нападавших был ранен и задержан на месте, второй скрылся. Но уже в ночь на среду оперативникам удалось разыскать его и тоже взять под стражу.

Вчерашнее сообщение «Интерфакса» о нападении на московский Монетный двор, напечатанное в том числе и в «Известиях», передавалось сразу после события и было неточным. Попытка ограбления действительно состоялась, но не Монетного двора, а «Менатепа».

Такого дерзкого и бессмысленного по своей сути нападения на хранилище банка в Москве еще не было. По словам начальника службы безопасности «Менатепа» Михаила Шестопалова, только несерьезные люди могли решиться на подобную акцию — проникнуть в хранилище через многочисленные кордоны.

Однако двое преступников все же решились и под видом обычных клиентов банка подошли к первому постовому, стоявшему за решетчатой дверью на лестнице. Постовой, сержант 7-го отделения вневедомственной охраны ГУВД Владимир Лазаренко, пропустил, как и положено, «клиентов» за дверь. Но передать их дальше — следующему посту не успел, так как один из вошедших выхватил пистолет и набросился на милиционера. Нападавшему удалось отстегнуть магазин у автомата охранника, но тот не растерялся и, воспользовавшись пистолетом, открыл огонь. Преступники бросились бежать. При этом один из них был ранен и упал, а второй, стреляя в ответ, скрылся.

Раненый грабитель вытащил гранату, выдернул у нее чеку и долгое время никого к себе не подпускал, грозя взрывом. После долгих переговоров с руководством охраны «Менатепа» и начальником 7-го отделения Павлом Горшковым нападавший сам обезвредил гранату, вывернув взрыватель, и сдался. Он назвался старшим лейтенантом десантных войск, уволенным из армии, лишенным средств к существованию, что якобы и толкнуло его на такой нелепый шаг.

Нелепость акции объясняется довольно просто: уже через несколько шагов после первого поста «клиентам» пришлось бы пройти через отсек со специальной аппаратурой, которая позволяет обнаружить не только оружие, взрывчатку, но и радиоактивное излучение. В этом отсеке, объяснив очередному посту цель посещения и сдав все подозрительные и просто лишние предметы, посетитель допускается в следующий отсек, где его встречает уже сотрудник банка. Он тоже беседует с посетителем и только после этого проводит его до следующего поста. За очередной металлической дверью и очередным постом находится депозитное хранилище, а вовсе не то, где хранятся деньги банка (там, кстати, совершенно иная структура отсека и охраны). Таким образом, по уверению Шестопалова, эту попытку ограбления можно классифицировать как «попытку с негодными средствами», выражаясь языком юриспруденции. Грабитель мог бы захватить милиционера, мог бы, расправившись с ним, даже захватить в заложницы сотрудницу банка, но пройти дальше при любом раскладе ему бы не удалось. И не только потому, что вся структура охраны банка разработана по образцу лучших аналогичных систем государственных хранилищ, но и с учетом оснащенности службы безопасности «Менатепа», изначально взявшей на вооружение последние образцы специальной зарубежной техники и средств. Даже милиционеры 7-го отделения, несущие по специальному договору между ГУВД и «Менатепом» службу в банке, обеспечиваются спецсредствами из арсенала банка. Тот же бронежилет у Владимира Лазаренко отличался по своему качеству от обычных милицейских. Кстати, после нападения в бронежилете Владимира на груди, чуть ниже сердца, была обнаружена пистолетная пуля. В горячке схватки он даже не почувствовал ее удара.

Кроме самих охранников, очень четко на этот раз сработали оперативные группы ГУВД и ФСК, практически в течение пяти-семи минут прибывшие к месту происшествия на Люсиновской, оцепившие весь район и перекрывшие все ходы и выходы из банка.

Руководство «Менатепа», не дожидаясь пока в ГУВД отметят Владимира Лазаренко за службу, приняло решение оплатить лечение сержанта милиции (во время схватки он получил травму) и предоставить ему возможность отдохнуть где-нибудь за пределами нашей беспокойной Родины.

«Известия» 29 сентября 1994 года