September 18

Трагедия в Балтийском море

Более 700 человек погибли вместе с затонувшим паромом «Эстония»


Марат ЗУБКО (Хельсинки), Леонид ЛЕВИЦКИЙ (Таллин), Константин ЭГГЕРТ (Москва), «Известия»


Крупнейшая катастрофа в истории судоходства на Балтике произошла в ночь на 28 сентября. Вертолеты и корабли Финляндии и Швеции ведут поиски 679 пассажиров и 188 членов экипажа грузопассажирского парома «Эстония», затонувшего у финского острова Уте в 100 километрах от Турку, на пути из Таллина в Стокгольм.

На судне, принадлежащем эстонско-шведской компании «Эстлайн», находились 444 шведа (преимущественно туристы), около 200 эстонцев (в основном экипаж), а также литовцы, белорусы, финны, норвежцы, голландцы. По данным российского консула в Таллине Алексея Новоселова, на «Эстонии» плыли два гражданина нашей страны. (По последним данным, россиян пятеро). Эстонское радио сообщило — в числе спасенных гражданка России Лариса Скороходова. Она отправлена в Хельсинки.

Штаб спасателей расположился в Турку. Туда и был доставлен рано утром первый спасенный — мужчина, температура тела которого не превышала 32 градуса. Спасти удалось пока более 100 человек. По сообщениям пилотов, в районе катастрофы сильно штормит, волны достигают шести метров в высоту, а температура воды не превышает 10 градусов. Продержаться даже на спасательном плоту при таких условиях могут немногие. Один из вертолетчиков рассказал, что обнаружил плот, рассчитанный на 25 человек, однако в живых на нем осталось лишь шестеро. Остальные скончались от холода. Есть предположение, что внутри «Эстонии» образовалась своего рода воздушная подушка и там могут оказаться живые люди.

Пассажирско-автомобильный паром «Эстония», построенный в 1980 году в Германии, рассчитан на 2 тысячи пассажиров и 460 легковых машин. Эксплуатировался компанией «Эстлайн», в которой одна половина капитала принадлежит эстонскому государству, а другая — шведской танкерной компании «Нурдстрем и Тулин АБ». Фото Рейтер.

Российское министерство по чрезвычайным ситуациям предложило помощь подчиненных ему аэромобильных поисковых групп шведскому, финскому и эстонскому правительствам. Однако к моменту подписания номера в печать реакция Хельсинки и Стокгольма была неизвестна.

Обстоятельства гибели «Эстонии» остаются неясными. По имеющимся данным, судно внезапно резко накренилось. Экипаж немедленно подал сигнал SOS, но события развивались молниеносно. Судно затонуло в течение 5—10 минут. Столкновение исключается.

Паром построен в 1980 году в Германии. Шведская компания «Нурдстрем и Тулин» предложила судно в качестве своего взноса при создании совместного предприятия с Эстонией — «Эстлайн», где шведам принадлежит 47 процентов акций. Экипаж набирался на конкурсной основе. Капитаном парома был Арво Андрессом, моряк с почти четвертьвековым стажем. Исходя из этого, руководство Эстонского морского пароходства (его сотрудники составляли большинство экипажа) отрицает даже возможность того, что катастрофа произошла по вине его людей.

На этой схеме показан район Балтийского моря, в котором разыгралась трагедия парома «Эстония» в ночь на 28 сентября (близ острова Утё). Рис. О. ТЕСЛЕРА.

В свою очередь, представители «Нурдстрем и Тулин» утверждают: судно имело огромный запас прочности и должно было продержаться на плаву шесть-восемь часов. В беседе с нашим корреспондентом в Таллине один из капитанов Эстонского морского пароходства высказал свою версию: у «Эстонии» заглохли двигатели, ее развернуло бортом к волне. Более двадцати большегрузных автомобилей, находившихся в трюме, сместились, был нарушен баланс, и паром перевернулся.

Выяснить все обстоятельства происшедшего предстоит нескольким специальным комиссиям, которые уже созданы и в Эстонии, и в Швеции. В обеих странах объявлен национальный траур.

МОРСКИЕ КАТАСТРОФЫ XX ВЕКА

• 14–15 апреля 1912 года 1503 человека погибли в результате столкновения британского лайнера «Титаник» с айсбергом в Северной Атлантике. • 1 ноября 1948 года — китайское торговое судно с 6 тысячами пассажиров на борту взорвалось и затонуло у берегов Манчжурии. Никто не спасся. • 26 сентября 1956 года — 1172 жертвы после того, как японский паром «Тоя Мару» затонул в проливе Нугару. • 27 января 1981 года — 580 человек погибли в результате пожара на индонезийском пассажирском судне, которое позже затонуло в Яванском море. • 20 декабря 1987 года — столкновение парома «Донья Пас» с танкером у Филиппинских островов. Число жертв — 1749. • 8 августа 1988 года — не менее 400 утонувших после того, как индийский паром перевернулся, следуя через Ганг. • 14 декабря 1991 года — 460 пассажиров и членов экипажа погибли в Красном море после того, как египетский пассажирский паром натолкнулся на коралловый риф. • 21 декабря 1992 года — судно с 380 гаитянскими беженцами затонуло у Багамских островов. • 24 января 1993 года — 52 человека погибли в результате крушения польского парома «Ян Хевелиуш» в Балтийском море. • 28 марта 1993 года — 175 жертв на перевернувшемся речном пароме в Бангладеш.

«Известия» 29 сентября 1994 года