Трагедия в Балтийском море
Более 700 человек погибли вместе с затонувшим паромом «Эстония»
Марат ЗУБКО (Хельсинки), Леонид ЛЕВИЦКИЙ (Таллин), Константин ЭГГЕРТ (Москва), «Известия»
Крупнейшая катастрофа в истории судоходства на Балтике произошла в ночь на 28 сентября. Вертолеты и корабли Финляндии и Швеции ведут поиски 679 пассажиров и 188 членов экипажа грузопассажирского парома «Эстония», затонувшего у финского острова Уте в 100 километрах от Турку, на пути из Таллина в Стокгольм.
На судне, принадлежащем эстонско-шведской компании «Эстлайн», находились 444 шведа (преимущественно туристы), около 200 эстонцев (в основном экипаж), а также литовцы, белорусы, финны, норвежцы, голландцы. По данным российского консула в Таллине Алексея Новоселова, на «Эстонии» плыли два гражданина нашей страны. (По последним данным, россиян пятеро). Эстонское радио сообщило — в числе спасенных гражданка России Лариса Скороходова. Она отправлена в Хельсинки.
Штаб спасателей расположился в Турку. Туда и был доставлен рано утром первый спасенный — мужчина, температура тела которого не превышала 32 градуса. Спасти удалось пока более 100 человек. По сообщениям пилотов, в районе катастрофы сильно штормит, волны достигают шести метров в высоту, а температура воды не превышает 10 градусов. Продержаться даже на спасательном плоту при таких условиях могут немногие. Один из вертолетчиков рассказал, что обнаружил плот, рассчитанный на 25 человек, однако в живых на нем осталось лишь шестеро. Остальные скончались от холода. Есть предположение, что внутри «Эстонии» образовалась своего рода воздушная подушка и там могут оказаться живые люди.
Российское министерство по чрезвычайным ситуациям предложило помощь подчиненных ему аэромобильных поисковых групп шведскому, финскому и эстонскому правительствам. Однако к моменту подписания номера в печать реакция Хельсинки и Стокгольма была неизвестна.
Обстоятельства гибели «Эстонии» остаются неясными. По имеющимся данным, судно внезапно резко накренилось. Экипаж немедленно подал сигнал SOS, но события развивались молниеносно. Судно затонуло в течение 5—10 минут. Столкновение исключается.
Паром построен в 1980 году в Германии. Шведская компания «Нурдстрем и Тулин» предложила судно в качестве своего взноса при создании совместного предприятия с Эстонией — «Эстлайн», где шведам принадлежит 47 процентов акций. Экипаж набирался на конкурсной основе. Капитаном парома был Арво Андрессом, моряк с почти четвертьвековым стажем. Исходя из этого, руководство Эстонского морского пароходства (его сотрудники составляли большинство экипажа) отрицает даже возможность того, что катастрофа произошла по вине его людей.
В свою очередь, представители «Нурдстрем и Тулин» утверждают: судно имело огромный запас прочности и должно было продержаться на плаву шесть-восемь часов. В беседе с нашим корреспондентом в Таллине один из капитанов Эстонского морского пароходства высказал свою версию: у «Эстонии» заглохли двигатели, ее развернуло бортом к волне. Более двадцати большегрузных автомобилей, находившихся в трюме, сместились, был нарушен баланс, и паром перевернулся.
Выяснить все обстоятельства происшедшего предстоит нескольким специальным комиссиям, которые уже созданы и в Эстонии, и в Швеции. В обеих странах объявлен национальный траур.
МОРСКИЕ КАТАСТРОФЫ XX ВЕКА
• 14–15 апреля 1912 года 1503 человека погибли в результате столкновения британского лайнера «Титаник» с айсбергом в Северной Атлантике. • 1 ноября 1948 года — китайское торговое судно с 6 тысячами пассажиров на борту взорвалось и затонуло у берегов Манчжурии. Никто не спасся. • 26 сентября 1956 года — 1172 жертвы после того, как японский паром «Тоя Мару» затонул в проливе Нугару. • 27 января 1981 года — 580 человек погибли в результате пожара на индонезийском пассажирском судне, которое позже затонуло в Яванском море. • 20 декабря 1987 года — столкновение парома «Донья Пас» с танкером у Филиппинских островов. Число жертв — 1749. • 8 августа 1988 года — не менее 400 утонувших после того, как индийский паром перевернулся, следуя через Ганг. • 14 декабря 1991 года — 460 пассажиров и членов экипажа погибли в Красном море после того, как египетский пассажирский паром натолкнулся на коралловый риф. • 21 декабря 1992 года — судно с 380 гаитянскими беженцами затонуло у Багамских островов. • 24 января 1993 года — 52 человека погибли в результате крушения польского парома «Ян Хевелиуш» в Балтийском море. • 28 марта 1993 года — 175 жертв на перевернувшемся речном пароме в Бангладеш.