В Нью-Йорке Борис Ельцин провел презентацию российской «доктрины Монро»
Несмотря на бурные события последних лет, Россия остается великой державой и требует, чтобы в мире считались с ее интересами. В течение сорока минут, пока длилось его выступление с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, Борис Ельцин настойчиво пытался донести эту мысль до своих слушателей.
Российский президент весьма жестко заявил об особых интересах Москвы в республиках СНГ. Отношения с этими странами он назвал «экономическим и внешнеполитическим» приоритетом России. Не уточняя, о ком конкретно идет речь, Ельцин предостерег те государства, которые «недальновидно» пытаются играть на противоречиях между членами Содружества. По его мнению, миротворческие усилия Кремля приблизили урегулирование практически всех вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР — и в Молдавии, и в Грузии, и в Нагорном Карабахе, и даже в Таджикистане.
Не была обойдена вниманием и проблема прав человека — одна из любимых тем нашей дипломатии в последнее время. И хотя Ельцин прямо не назвал Латвию и Эстонию, нет сомнения, что именно их он имел в виду, говоря о недопустимости «избирательного подхода и двойного стандарта» и требуя от демократических государств «доказать на деле, что защита прав человека — краеугольный камень их внешней политики».
Президент России остался верен традиции, уходящей еще в советские времена, когда каждое выступление московских лидеров с высоких международных трибун было ознаменовано новой инициативой в области разоружения. Судя по откликам зарубежных средств массовой информации, предложения с оглашенные Ельциным в Нью-Йорке, были в значительной степени неожиданными для западных лидеров.
Российский президент призвал заключить в будущем году всеобъемлющее соглашение о запрещении испытаний ядерного оружия, «бессрочно и безусловно» продлить договор о его нераспространении, предоставить четкие гарантии безопасности неядерным государствам, провести в 1996 году под эгидой ООН международную конференцию, посвященную конверсии. Ельцин высказал также пожелание, чтобы Париж, Лондон и Пекин последовали примеру Москвы и Вашингтона и вместе с ними приступили к сокращению своих ядерных арсеналов.
Реакция Соединенных Штатов на инициативу Ельцина была двойственной. Постоянный представитель США при ООН Маделин Олбрайт назвала ее «созидательной и интригующей». Однако высокопоставленный сотрудник Пентагона в интервью информационным агентствам расценил российские предложения как преждевременные.