Джимми Картер привел США к победе над Гаити без единого выстрела
Биллу Клинтону придется долго пожинать ее плоды
Молниеносные переговоры Джимми Картера в Порт-о-Пренсе показали, что и один человек может заменить собой госдепартамент и министерство обороны. Билл Клинтон, правда, поспешил уточнить в своем экстренном телевыступлении: соглашения с диктаторами были достигнуты лишь после того, как они наконец поверили, что 61 самолет с американскими десантниками уже находится на подлете к Гаити.
Договориться удалось в последний момент. Картер вылетел из Порт-о-Пренса с хорошими вестями в воскресенье поздно ночью, за несколько часов до того, как 15-тысячный американский десант был готов высадиться в предрассветную мглу сразу на нескольких направлениях по всему острову.
Возвращению Картера предшествовали три бесплодных раунда переговоров, а затем решающая шестичасовая встреча с генералом Седра, в ходе которой бывшему американскому президенту удалось убедить гаитянского «сильного человека», что ему все-таки лучше выкинуть белый флаг. Успеху миротворческой миссии, безусловно, помогло присутствие рядом с экс-президентом героя войны против Ирака, отставного генерала Колина Пауэлла и влиятельного сенатора Сэма Нанна, председателя сенатского комитета по делам вооруженных сил.
Картеру удалось добиться от хунты принципиальных уступок, о которых сразу же сообщил по телевидению президент Клинтон:
— диктаторы согласились уйти от власти, как только парламент Гаити примет закон об амнистии, но в любом случае не позднее 15 октября;
— гаитянская хунта согласилась на ввод на остров войск многонациональной коалиции по поддержанию мира;
— мирная высадка 15-тысячного корпуса начнется во второй половине понедельника;
— международная коалиция из 25 стран начнет восстановление демократии на Гаити;
— президент Аристид вернется на остров после того, как его покинут диктаторы.
Для Картера, продемонстрировавшего недюжинные способности миротворца в десятках конфликтных ситуаций (последним был крупный успех на переговорах с Ким Ир Сеном), гаитянская победа может стать главной ступенькой на пути к Нобелевской премии мира. Для Клинтона отступление хунты, совершенное под явным военным и политическим давлением его администрации, — важный козырь накануне промежуточных выборов в конгресс.
Однако убедительная победа Америки над Гаити еще не устраняет весь риск для 15-тысячного американского корпуса на острове и не дает всех ответов о будущем многострадального острова.
Для Клинтона позади, может быть, самая легкая часть проверки способностей лидера в новом для него качестве верховного главнокомандующего. Опыт его предшественника, который, казалось бы, уже поставил на колени Ирак, а потом выяснилось, что с Саддамом Хусейном миру придется считаться еще ох как долго, говорит о том, что торжествовать еще рано.
У гаитянских генералов был целый месяц на то, чтобы упаковать чемоданы. У кого есть стопроцентная уверенность, что они вновь не попытаются надуть мировое сообщество, как это уже сделали в 1993 году?
«Если это произойдет, мы столкнемся с той ситуацией, которая складывалась вчера, — заявил министр обороны Уильям Перри. — Разница лишь в том, что 15 тысяч наших людей будут уже находиться „на местности“.
Другой проблемой является возвращение Аристида, умственные способности и трезвая память которого, как уже сообщалось, вызывают сомнения. Сейчас он клянется не преследовать людей, повинных в его изгнании, но никто не знает, что произойдет, когда этот непредсказуемый человек вновь обретет власть. В случае возникновения новых распрей между сторонниками и противниками Аристида доблестные американские войска могут оказаться в центре перестрелки.
По мнению Генри Киссинджера, проинтервьюированного в воскресенье Си-эн-эн, у Гаити и Сомали еще много схожего. В Сомали американские войска тоже так же вступали с благородной гуманитарной миссией, а оказались посреди кровавой гражданской войны.
Бывший министр обороны Дик Чейни, один из вероятных кандидатов от республиканцев на президентских выборах 1996 года, еще более категоричен. Он уверен, что и после достижения договоренностей с хунтой «восстановление демократии на Гаити — „рискованный бизнес“. „Гаити, — говорит Чейни, — является чудовищным сумасшедшим домом вот уже свыше двух столетий. Там нет никакой основы для того, чтобы пытаться закладывать фундамент демократии“.
Но даже если угроза жизни американским парням будет сведена к минимуму, гуманитарная миссия Клинтона не избежит критики со стороны конгресса и всей нации, у которых явное несварение желудка на любое гаитянское блюдо администрации. По данным «Ньюсуик», только для превращения гаитянских военных в нормальных людей потребуется 12,5 миллиона долларов.