Кремлевское окно с видом на Грозный
Теймураз МАМАЛАДЗЕ, «Известия»
Любая попытка ответить на вопрос, что происходит в Чечне, неизбежно приведет к необходимости уяснить, что происходит в Москве. Чечня давно уподобилась соринке в глазу Москвы — маленькая, а причиняет большие неудобства. Но почему-то именно сейчас «соринку» пожелали растирать, преимущественно кулаком. Долгожданное заявление президента России о недопустимости силового вмешательства в Чечне несколько разрядило атмосферу, но тумана не развеяло. Какова в конце концов политика России по отношению к Чеченском республике! За ответом на этот вопрос мы обратились к руководителю рабочей группы по национальной политике Президентского совета Эмилю ПАИНУ.
— Для начала следовало бы уяснить наш подход к нескольким вопросам,— сказал он.— Во-первых, события в Чечне — это ее внутренняя проблема, и Автурханов — порождение не Кремля, а Дудаева. Во-вторых, в истерии по поводу возможного военного вмешательства России в чеченские события заинтересован в первую очередь Дудаев, и отчасти им она и инспирирована. Среди публикаций на чеченскую тему были и есть заказные статьи. А кроме того, есть издания, которые могут доказать свою независимость, лишь покусывая власть. Они тоже муссируют идею спланированного и организованного вмешательства в чеченские дела.
— Когда у кого-то режутся зубки — что-то покусывать просто необходимо. Но в случае с Чечней, как представляется, власти дали повод к этому. До этих событий складывалось впечатление, что на Чечню федеральный центр словно бы махнул рукой: пусть-де все идет как идет. И вдруг стремительно выбегает на арену Умар Автурханов, сопровождаемый явно поддерживающими его заявлениями высоких представителей президентской администрации. Обстановка накаляется до предела, как бы испепеляя самою идею переговоров.
- Отношение к переговорам с Дудаевым как к средству урегулирования чеченской проблемы — не изменилось. Резко изменилась сама ситуация в Чечне, и лишь в этом контексте следует рассматривать вопрос Надтеречного района и его руководителя.
Если очень коротко, то почти трех летнее правление президента Джохара Дудаева под лозунгами воинствующего национализма и сепаратизма привело Чечню к экономическому и политическому краху. Факты слишком хорошо известны, чтобы повторять их, но в целом они складываются в картину тотальной милитаризации и криминализации всех сфер жизни. Под прикрытием лозунгов национального возрождения и суверенитета в Чечне фактически установлена антидемократическая криминально-милитаристская диктатура латиноамериканского типа.
— И это дает повод для организации «пронунциаменто» по латиноамериканскому же образцу? Если мы имеем дело с диктатором a la Батиста, Стресснер или Папа Док, то вряд ли вообще можно надеяться, что режим изменит свою сущность под влиянием переговорного процесса. Не обманывают ли власти самих себя!
— Позвольте процитировать положение доклада экспертному совету при президенте, формулирующего политику России в отношении Чечни: «Любая попытка российских властей воздействовать на ситуацию в Чечне должна исходить из того, что идея национальной независимости, с которой связывается политика президента Дудаева в массовом сознании чеченского населения, несмотря на все невзгоды, выпавшие на долю «суверенной» Чечни, все еще, по-видимому, занимает ведущие позиции в иерархии ценностей чеченского народа, опережая в этом идеи демократической легитимности власти, личной честности ее вождей и их способности обеспечить рост материального благосостояния граждан...
...Проблематичны пока и надежды опереться в борьбе с Дудаевым на возможную (и даже активно предлагаемую с той стороны) поддержку внутричеченской оппозиции.
Попытка силового разрешения кризиса с помощью радикальной оппозиции представляется категорически неприемлемой не только по этическим соображениям, ввиду неизбежности кровопролития, но и в силу его контрпродуктивности. Исключается также прямое военное вмешательство России — негативные последствия окажутся слишком велики, вплоть до втягивания российской армии в изнурительную войну в масштабе всего Северного Кавказа...»
— Когда были сформулированы эти положения?
— И вы обнародуете это только сейчас, в августе 1994 года? Могу ли я написать, что доклад был принят как руководство практической политики?
— Полагаю, что да. Но вот посмотрите: Дудаев хвалится своей информированностью: ему-де становятся известны все кремлевские решения относительно Чечни спустя три часа после их принятия. Упоминает какие-то мифические встречи Филатова с силовыми министрами. Показательно, однако, что ему ничего неизвестно об этом докладе. Информаторы Дудаева обманывают его, либо он предается фантазиям.
— Но как быть все-таки с переговорами?
— Им нет серьезной альтернативы. Однако до сих пор все попытки Москвы вступить в переговоры с Дудаевым оканчиваются неудачей. Напомню, как президент России формулировал в своем послании исходную позицию переговорного процесса: «Основой для урегулирования отношений между федеральной властью и Чеченской республикой может стать проведение в Чечне свободных выборов и переговоров по разграничению полномочий с федеральной властью». Все фундаментальные конституционные вопросы могут быть решены лишь после того, как в Чечне будет создан легитимный законодательный орган. Однако, помимо них, постоянно возникают оперативные вопросы, решение которых не терпит отлагательства. Прежде всего это вопросы защиты прав, а точнее — жизни человека в Чечне, чрезвычайно напряженная криминогенная обстановка в республике и вокруг нее. Возьмите историю с захватами заложников. До тех пор, пока в Российской Федерации есть место, куда скрываются террористы в надежде спастись от закона,— угон транспортных средств и захват людей будут продолжаться. Дудаеву неоднократно предлагалось сотрудничество, формировались правительственные делегации но он последовательно заявлял отвод то одному, то другому их члену. Постепенно выяснилось, что он не заинтересован в каких-либо договоренностях — лишь в самом факте встречи на высшем уровне, которая засвидетельствовала бы равенство его статуса статусу президента России. Но даже и такой иллюзорной возможностью он жертвует, чтобы сплотить Чечню перед лицом мифического врага — России. В одном русле у него следуют высказывания о восстановлении Союза, призывы изгнать из органов федеральной власти «нерусский элемент» и провозглашение каждого несогласного с ним соотечественника — агентом Москвы.
— А что, это не так? Можете ли вы утверждать, что тот же Автурханов — не «агент Москвы»?
— Нет, это та часть чеченского общества, которая не желает жить по законам раннего средневековья. Говорят, что Автурханова не знают в Чечне. Трудно представить, чтобы в такой маленькой республике не знали многолетнего руководителя одного из немногих ее районов. Говорят, что он опирается только на своих родичей. Но как быть тогда с населением Надтеречного района, которое в ходе июньского, 1993 года, референдума однозначно высказалось за упразднение поста президента Чечни и вышло из подчинения Грозному? Что, они все агенты Москвы?
— Известно, что Автурханов вернулся в Знаменское с миллиардами российских рублей и выплачивает пенсии надтереченским старикам. Я не ставлю под сомнение мужество этого человека, но разве старики в других районах Чечни — не пенсионеры?
— Несостоятельна федеральная власть, которая не защищает своих граждан, желающих жить по установленным ею же законам. Не один Автурханов — все население Надтеречного желает жить по законам Российской Федерации. Выплата пенсий остальным российским гражданам, как и соблюдение других федеральных законов на территории Чечни — проблема Дудаева и его окружения, не желающих признавать эти законы. Федеральные власти признают Автурханова как руководителя района, население которого однозначно высказалось в пользу определенного порядка вещей.
Что же касается переговоров, то дверь к ним Москва по-прежнему держит открытой. Важную роль в разрешении чеченского кризиса может сыграть активизация миротворческих усилий северокавказских республик, примером чего служит недавняя инициатива президента Северной Осетии Галазова.