Московское метро в XXI веке
Российской столице, как отмечалось на очередном заседании городского правительства, уже сейчас не хватает для нормального развития доброй сотни километров трасс метрополитена. Как и где наверстывать упущенное — обсуждению этого вопроса была посвящена почти вся первая половина рабочего дня 16 августа.
Метрополитеновцы и их родные собратья — метростроевцы пришли хорошо подготовленными, оснащенные убедительными аргументами, весомыми цифрами. Минфин РФ держит создателей подземных дорог на голодном пайке: из выделенного на нынешний год целевым назначением 1,1 триллиона рублей за 7 месяцев получено лишь немногим более 23 процентов средств.
Сокращаются объемы работ, падает производительность, началась утечка квалифицированных кадров — число рабочих сократилось на 16 процентов. Чтобы завершить пусковые объекты этого и следующего годов, придется приглашать в Москву на временной основе метростроевцев из других регионов. У метрополитеновцев дела не лучше — сегодня они должны ремонтникам и заводам — поставщикам вагонов, кабельной продукции и другого оборудования более 100 миллиардов рублей.
К чести большинства выступавших, они не распространялись долго о своих трудностях, а постарались как можно детальнее рассказать о том, как московская «подземка» обеспечит в ближайшие годы быстрым и удобным транспортом сотни тысяч новоселов отдаленных жилых массивов — Митино (северо-запад), Люблино и Марьино (юго-восток), Бутово (юг), Солнцево (юго-запад столицы). В принятом постановлении московского правительства прямо отмечается, что город ожидает безусловного соблюдения установленных сроков пуска голубых экспрессов в эти районы.
Первой в конце будущего года примет пассажиров Люблинско-Дмитровская линия на 1 2-километровом участке от Курского вокзала до излучины Москва-реки (станция «Волжская»). В 96-м году трасса продлится еще на 5 с лишним километров в Марьино. Спустя еще два года северный участок этой линии через Тургеневскую и Трубную площади, мимо Центрального музея Вооруженных Сил, выйдет к Марьиной роще.
На пересечении с кольцевой метролинией запланировано соорудить станцию «Суворовская». К 2000 году новый подземный диаметр соединится на юго-востоке с Замоскворецкой линией у действующей станции «Красногвардейская», а в 2004 году северный «отросток» свяжет Марьину рощу с кварталами Бескудникова у железнодорожной станции Лихоборы.
В 1995 году начнется прокладка двух новых направлений столичного метро: Митинской линии до Строгино (пуск — 2001 год) и Строгинской трассы — через Крылатское к Парку Победы на Поклонной горе (окончание в 2001 году). От Мемориала воинской славы поезда проследуют уже по Солнцевской линии, которая будет сооружаться с 97-го по 2005 год двумя отрезками — до Олимпийской деревни, а от нее — в центр быстрорастущего микрорайона Солнцево, соседствующего с Внуковским аэропортом.
В числе приоритетных строек метрополитена названо и продление существующей подземной магистрали от «Третьяковской» через Смоленскую площадь и набережную у Белого дома в создаваемый деловой центр столицы на Пресне — комплекс «Москва-Сити». Прокладка начнется уже в следующем году, а завершиться должна в 2002 году.
Не оставлены без внимания и сравнительно небольшие по протяженности — 3—6 километров — финишные участки действующих трасс. Замоскворецкая линия от «Красногвардейской» пройдет в Братеево (1999 г.), Таганская достигнет Жулебино (2002 г.), Серпуховская завершится в Бутово, а Арбатская линия дойдет до Парка Победы (обе — в 98-м году).
Остается еще сказать, что постановление московского правительства предусматривает также сооружение вторых входов на перегруженных станциях: «Белорусской-кольцевой» (открытие в 96-м году), «ВДНХ» (пуск в 97-м году), «Маяковской» (строительство 1996–2000 годы), «Комсомольской-кольцевой» (1999–2003 годы) и «Бауманской» (2000–2004 годы).