«Золотой загар» на берегу Финского залива
На перстне царя Соломона было написано: «И это пройдет...» В воскресенье вечером невесомый талисман европейского чемпионата — Хенки («Добрый дух Хельсинки») бесследно растворился в небе над «Олимпийским». На сей раз, в отличие от Москвы 80-го года, обошлось без слез, хотя главным нашим соперникам — спортсменам Германии и Великобритании — не грех было бы и всплакнуть: первые, к примеру, имея в Хельсинки самую многочисленную команду, уступили в итоге россиянам 100 очков, а англичане—145! Десять золотых, 8 серебряных и 7 бронзовых медалей — в активе российской сборной (290 очков).
У идущей вслед за нею немецкой команды эти показатели выглядят так: 5—4—5 (190). Третье место заняли атлеты Великобритании: 6—5—2 (145), опередившие украинскую команду лишь на 23 очка (3—6— 3).
Для полноты картины есть, видимо, смысл вспомнить, что на предыдущем чемпионате Европы в Сплите сборная СССР завоевала 5 золотых, 9 серебряных и 7 бронзовых наград. Словом, мы еще раз доказали миру, что в России, помимо беженцев, бандитов и хоккеистов есть также прекрасные легкоатлеты.
НА БАНКЕТЕ ПОДАВАЛИ ПИЩУ. ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
Свою третью медаль Ирина Привалова принесла сборной вместе с подругами по эстафетной команде 4x100 м — Натальей Анисимовой, Галиной Мальчугиной и Мариной Транденковой. На последнем этапе Ирина получила эстафетную палочку почти в безнадежной ситуации, отставая от лидеров на добрых два метра. Что же случилось дальше, многие из вас наверняка видели: болгарку Пендареву россиянка все же успела обойти на последних метрах, а для победы не хватило буквально мгновения...
Вообще об эстафетах разговор особый. У меня сложилось впечатление, что все они прошли под знаком грубейших ошибок финских судей и самих спортсменов. Прежде всего наших. Вспомните, какая досада постигла женскую команду России в эстафете 4x100 м на Играх доброй воли в Санкт-Петербурге (там при передаче палочки упала Наталья Воронова). Здесь, в Хельсинки, история, увы, повторилась. Правда, на сей раз никто не падал, однако тот же технический элемент перед последним этапом был выполнен настолько коряво, что, принимая эстафету от Транденковой, Привалова вынуждена была практически остановиться...
А вот нашу мужскую команду в эстафете 4x100 м остановил не в меру строгий и, похоже, чуточку подслеповатый судья, углядевший в действиях Андрея Федорива два фаль-старта. С коллегами-журналистами мы потом несколько раз просмотрели видеозапись, но так и не поняли, чем же все-таки руководствовался арбитр.
Но это, как говорится, были еще цветочки. Уж совсем темная история произошла с нашей мужской командой в эстафете 4x400 м, сумевшей в острой борьбе с итальянцами занять третье место. Пока мы на трибуне радовались этому успеху, рассуждая о том, 4 что бронзовые медали — это, пожалуй, максимум, на что сегодня могли рассчитывать ребята, шустрые волонтеры доставили нам еще тепленький официальный пресс-релиз, в котором черным по зеленому было написано, что российская команда в компании с французской дисквалифицирована за нарушение правил во время бега. Вот эту печальную информацию я и сообщил бы сегодня в родную газету, если бы не надумал по окончании чемпионата отправиться на заключительный банкет, устроенный гостеприимными хозяевами. Вы будете смеяться, но именно там совершенно случайно узнал о том, что судейская коллегия в самый последний момент «переиграла» свое решение относительно мужской эстафеты 4x400 м, и медали возвращены их законным владельцам.
Что бы там ни говорили, но тот, кто придумал включить в командировочный отчет графу «цель приезда», знал, что делал. Иногда, к примеру, очень любопытно узнать, зачем тот или иной спортсмен приезжает на соревнования. Скажем, в прошлом году, на чемпионат мира в Штутгарт, знаю точно, приезжали за автомобилями. Одни за шикарными «Мерседесами», которые вручались чемпионам, вторые, кое-как «отстрелявшись» на стадионе, отправлялись за подержанными дешевыми иномарками, которыми издавна славятся германские авторынки. Запомнился также случай с молодой российской спортсменкой, которая, будучи в неладах с английским, перепутала сроки соревнований семиборок с основными стартами копьеметательниц, а в результате попросту проспала свой «выход» на чемпионате Европы. В этой же связи хочется спросить у талантливого толкателя ядра из Санкт-Петербурга Сергея Николаева: с какой целью он приезжал на чемпионат Европы в Хельсинки? Неужели лишь для того, чтобы получить «баранку»? Действительно, в спорте существует изнасилованная многолетним употреблением фраза о том, что от неудач здесь никто не застрахован. Но, согласитесь, неудача в борьбе и безвольное, беспомощное выступление — две большие разницы.
Откровенно разочаровали и прыгуны в длину — Дмитрий Багрянов и Станислав Тарасенко. Уже больше года мы слышим о том, что эти ребята лишь на 50 процентов реализуют свои возможности на серьезных соревнованиях. Дай-то Бог, чтобы это не переросло в традицию. Как это, например, уже давно случилось с российскими марафонцами. Если здесь, в Хельсинки, наши девушки еще смогли с грехом пополам попасть в зачет Кубка Европы, то ребятам даже это оказалось не по силам. Лучший из них Олег Стрижаков финишировал 12-м, Яков Толстиков — 20-м, Эдуард Тухбатуллин — 33-м, а вот Сергея Струганова, Мухаммеда Назипова и Алексея Желонкина зрители вообще не увидели на финише.
На этом фоне в предпоследний день порадовала прекрасная победа прыгуна тройным Дениса Капустина. Причем Денис наглядно продемонстрировал вальяжным финнам, что нынешние российские спортсмены не только умеют далеко прыгать, но и являются довольно зажиточными людьми. Ну когда, скажем, это было видано, чтобы кто-нибудь из наших выбрасывал на трибуну фирменную майку, в данном случае «Рибок»? А вот Капустин это сделал на радостях после великолепного прыжка на 17 м 62 см (кстати, хороший пример заразителен: на следующий день то же самое проделал счастливый победитель соревнований в метании диска Владимир Дубровщик из Белоруссии). Что ж, ради такой победы не жалко. Тем более, что она настолько вдохновила Дениса, что он тут же заявил журналистам, что готов к прыжку и на 18 м.
Отметим также успех нашего ходока на 50 км Валерия Спицына, для многих, надо признать, неожиданный. Любопытно, что борьба здесь поначалу разворачивалась по прошлогоднему сценарию чемпионата мира в Штутгарте, когда испанец Йесус Ангел Гарсиа с первых же километров в бешеном темпе, как заведенный, пошагал к финишу. Тогда ни Спицын, ни финн Валентин Кононен, около 4 часов ожидавшие, когда же что-нибудь сломается в отлаженном механизме «робота» Йесуса, ничего не смогли с ним поделать. Здесь же у Валерия, в отличие от Валентина, нашлись контраргументы. Как потом признался спортсмен, он не сомневался в победе уже после 30 км, а уверенным людям всегда везет. Мы убедились в этом здесь, в Хельсинки, поскольку верили в победу нашей команды еще до старта.