August 11

Дудаев обвинил Россию в подготовке третьей мировой


Николай ГРИТЧИН, «Известия»


В Грозном сохраняется довольно спокойная обстановка. В обычном режиме работают учреждения, магазины, транспорт, хотя в четверг президент Дудаев подписал указ о проведении полной мобилизации.

В республике начато комплектование и развертывание воинских частей и соединений. По оценке президента, под ружье способны встать 600 тысяч чеченцев в возрасте от 16 до 65 лет. Мобилизационные мероприятия не имеют обязательного характера для русскоязычного населения, которое может участвовать в защите республики, по словам Дудаева, только на добровольной основе. Оценивая возможности чеченской армии, представитель Дудаева в вооруженных силах М. Мержоев согласился, что в открытом бою она уступит российским соединениям, которые способны занять чеченскую территорию. Но, по убеждению собеседника, покоя агрессорам здесь не будет, «русская военная верхушка получит в Чечне три Афганистана».

Согласно другому указу Дудаева на территории Надтеречного района с 12 августа вводится чрезвычайное положение. Резолюция этого документа в условиях фактического двоевластия в районе, по всей вероятности, окажется делом более сложным, чем проведение мобилизации. Ибо Дудаев открыто заявил, что крови и гражданской войны он не желает, несмотря на «стремление российских спецслужб такую войну в Чечне развязать, провоцируя убийства».

Свою позицию президент Чечни изложил на брифинге для журналистов. Отвечая на вопрос корреспондента «Известий» о реакции официального Грозного на заявление российского президента в связи с ситуацией в Чечне и вокруг нее, Дудаев подчеркнул, что заявление это на многое пролило свет. Если прежде чеченское руководство полагало, что «Борис Николаевич в неведении насчет реальной обстановки государственного терроризма в отношении Чечни», то теперь стало ясно, что «он сам личный участник, организатор и руководитель этой неслыханной провокации с неслыханной ложью».

Действиями в Чечне, по убеждению Дудаева, Россия готовит платформу для начала третьей мировой войны. По сведениям президента, разнообразную помощь Чеченской республике в отражении российской агрессии готовы оказать различные страны, вплоть до присылки миллионной армии смертников. Тем не менее делегированное президенту право объявить газават — священную войну мусульман против России — пока остается неиспользованным. Решаться на такой шаг, по мнению Дудаева, чрезвычайно трудно.

Президент Чечни сообщил, что он «не собирается пачкать руки» о Р. Хасбулатова и других врагов нации, признанных таковыми на съезде чеченского народа. Привести приговор в исполнение может каждый чеченец, сказал он, но я бы не хотел, чтобы эти люди умирали легкой смертью. Для меня важно, чтобы они дольше жили с этим пятном и мучились.

Президент весьма оптимистически оценил экономическую и социальную обстановку в Чечне: создается экономическая программа, растет производство, принят бездефицитный бюджет, улучшаются условия жизни людей, несмотря на жесткую блокаду со стороны России. В связи со столь благоприятными переменами Дудаев предложил журналистам «забыть о Кувейте, а говорить об Ичкерии».

ГРОЗНЫЙ.

«Известия» 13 августа 1994 года