August 11

Именем России генерала Варенникова оправдали. Последует пи продолжение?


Валерий РУДН ЕВ, «Известия»


Приговор Военной коллегии Верховного суда РФ по делу бывшего активиста ГКЧП, главнокомандующего сухопутными войсками СССР генерала армии Валентина Варенникова, как и положено в таких случаях, начинался словами «Именем Российской Федерации». Заканчивался — оправдать за отсутствием в его действиях состава преступления. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит.

На вопрос председательствующего генерал-майора юстиции Виктора Яськина, понятна ли бывшему подсудимому суть приговора, В. Варенников высокопарно ответил: теперь он не сомневается в том, что закон и право в России в надежных руках.

Собственно, ничего нового, кроме повторения уже прозвучавших в судебном зале аргументов государственного обвинения и защиты, в приговоре не было. Однако теперь эти аргументы освящены именем государства и возведены в ранг обстоятельств, имеющих правовое значение.

Если раньше мы могли только гадать о роли М. Горбачева в динамике развития ГКЧП, то теперь надо считать за исходную точку следующую формулировку приговора: «Формального согласия М. Горбачева на введение режима ЧП получено не было». А неформального? Суд отмечает в своем решении и прощальное рукопожатие экс-президента с делегатами ГКЧП, и его слова:«Черт с вами, делайте, что хотите, но доложите (Верховному Совету СССР. —В.Р.) мое мнение». Отсюда, по мнению суда, следует вывод: поведение М. Горбачева давало «заговорщикам», в том числе и В. Варенникову, основание думать, что президент неформально благословил их на ЧП.

Планировался ли штурм Белого дома в августе 1991 года? Планировался. Но, трезво взвесив возможные последствия, вероятную гибель людей, члены ГКЧП добровольно отказались от применения военной силы. В числе активных противников штурма Белого дома был генерал армии В. Варенников. Доказательства тому, указывает суд,— показания самих «заговорщиков».

Поднимал ли В. Варенников танковые роты и вертолетные эскадрильи? В приговоре: он дал указание подготовить их для марша и полета, но приказа о выходе на боевые позиции не отдавал. Вывод: В. Варенников добровольно отказался от применения военной силы.

Виновен ли В. Варенников в гибели Усова, Комаря и Кричевского на Садовом кольце? Нет, невиновен.

Заканчивая оценку деятельности главкома сухопутных войск ВС СССР в августе 1991 года, Военная коллегия отметила: В. Варенников действовал по приказам вышестоящего начальника— министра обороны и уже потому не несет ответственности за возможные должностные правонарушения.

Бывшего министра обороны СССР маршала Дмитрия Язова при вынесении приговора его подчиненному не было. Зато были генералы КГБ Ю. Плеханов и В. Генералов. Участвуя в ГКЧП, они тоже выполняли приказы вышестоящего начальника — экс-председателя госбезопасности В. Крючкова. Оправдание В. Варенникова — оправдание и для них.

А если принять во внимание отдельные формулировки судебного приговора по делу В. Варенникова, то выходит, что и вся команда ГКЧП — невиновна. По крайней мере, в измене Родине.

Что дальше? Вероятнее всего, Генеральная прокуратура воспользуется своим правом и внесет протест на оправдательный вердикт. Если решение Военной коллегии высшие судебные инстанции России оставят в силе, то не исключено, что и другие гэкачеписты откажутся от амнистии и потребуют суда над ними.

Так что не будем пока списывать дело ГКЧП в архив. Продолжение, видимо, последует.

«Известия» 12 августа 1994 года