Общенародный съезд Чечни проголосовал за «Священную войну»
«Общенародный съезд», созванный в Чечне для обсуждения событий чрезвычайной важности, прошел 10 августа в Грозном в атмосфере, приближенной к боевой. Драмтеатр, где собрались делегаты, отчасти напоминал осажденную крепость: бронетранспортеры на площади перед парадным входом, десятки вооруженных до зубов гвардейцев; людей с разнокалиберными стволами хватало и в самом зале. Глядя на снующего по фойе бойца с гранатометом за плечами, сидевший рядом со мной старик чеченец недоумевал: зачем здесь такое оружие — мы тут молимся, мирно беседуем.
Но обладателей стволов грозное снаряжение ничуть не смущало, а даже подбадривало. Как и большинство в зале.
На повестке стоял вопрос защиты отечества, собравший в Грозном делегатов не только от всех районов Чечни, но и представителей вайнахских диаспор из других республик, различных российских городов.
Угроза безопасности республики заставила многих чеченцев отбросить разговоры о разногласиях и объединиться ради защиты независимости. В зале, по сути дела, не было возражающих. Воинственная резолюция, наделяющая президента Дудаева правами провести всеобщую мобилизацию, привлечь любые силы и средства для защиты целостности отечества, даже объявить России газават — священную войну мусульман, принята единодушно. Делегаты осудили «диверсионную политику» РФ по отношению к ЧР. Объявили врагами нации Р. Хасбулатова, Д. Завгаева и других пророссийски настроенных чеченских оппозиционеров, а предателей из Надтеречного района во главе с руководителем Временного совета У. Автурхановым заочно приговорили к смертной казни.
Отныне этот район считается в Чечне зоной чрезвычайного положения. Население республики теперь будет довольствоваться просмотрами исключительно местных телепрограмм и слушать местные радиопередачи, поскольку российские каналы признаны несущими дезинформацию и клевету о ситуации в Чечне и подлежат, по решению съезда, закрытию.
Эмоциональная волна в зале порой поднималась до таких высот, что принимались решения, в спокойной обстановке вряд ли приемлемые. Например, к предложению о выдворении Хасбулатова из Чечни кто-то присовокупил фразу о запрете похорон его тела в будущем «на священной чеченской земле». И ее тоже одобрили, вскинув вверх мандаты в крепко сжатых кулаках. Лишь несколько десятков степенных стариков вообще не стали участвовать в голосовании.
При возникновении открытого конфликта с Россией Чечня готова попытаться втянуть в него весь Кавказ. Обращение к соседним народам с просьбой присылать сюда отряды для защиты независимости республики тоже вошло в принятую съездом резолюцию. Судя по выступлениям представителей национальных движений из соседних республик, призыв этот не останется без внимания.
Зал театра, заполненный до отказа, явно не вместил всех желающих. Прямая радиотрансляция шла на площадь, где тоже собралось немало людей. Но здесь царили уже совсем другие настроения. Когда я остановился возле подогнанной к подъезду кавалькады машин, знакомый чеченец предложил мне отойти в сторонку.
— Ты оказался рядом с лимузином Дудаева, а он может в любой момент взлететь на воздух, — дружески предостерег собеседник. В этой толпе Джохара мало кто любил.
Увы, языковой барьер мешал мне вникнуть в суть вспыхивающих в толпе дискуссий. Милиционер, которого я просил прокомментировать эти споры, пояснил: люди не согласны с тем, что говорится в зале театра.
— Какие это делегации от чеченского народа? — возмущался он. — Это оанда. Здесь собралась одна, в Надтеречном — другая. России не надо вводить сюда войска. Достаточно перекрыть газ и электричество, и они перегрызут друг друга.
Стоявшие поодаль бравые парни из Надтеречного района сообщили: у Автурханова сейчас около 500 боевиков. Он начал выдавать российские деньги пенсионерам. Но авторитет у этого оппозиционера, по мнению парней, близок к нулю, его никто не знает, он не избран народом.
При всем многообразии мнений и сторонники, и противники Дудаева сходились в одном — попытка России разрубить чеченский узел с помощью военной силы станет несчастьем и для Чечни, и для России. Пожилой делегат съезда признался мне: в случае начала российской агрессии он отправится в Москву с приличным запасом взрывчатки.
— Я — смертник, — сказал он, — если сделают плохо мне, я позабочусь, чтобы и там стало плохо.
По сведениям этого делегата, подобную миссию готовы выполнить в России около тысячи чеченских парней-смертников.
На местном оружейном рынке поползли вверх цены на боеприпасы и запасные стволы для автоматов.
До 13.00 11 августа Дудаев пока не дал распоряжения о всеобщей мобилизации, о чем утром, как о возможном акте, предупредил корреспондент ИТАР-ТАСС из Грозного. Представитель президента в вооруженных силах Чечни М. Мержоев сообщил корреспонденту «Известий», что ряды республиканской армии усилены двумя батальонами ополченцев, мобилизованных в ходе плановых учений «Лето-94». После возможного объявления всеобщей мобилизации, сказал представитель президента, численность армии вырастет до 350.000 человек от 18 до 50 лет. С учетом же того, что в ее ряды наверняка вольются подростки, старики и женщины, численность может перевалить за полмиллиона.