Против финки нет приёма
Будь у меня возможность, я бы еще до старта посоветовал участницам соревнований по ходьбе на 10 км отказаться (во избежание крупных неприятностей со стороны судей) от любых притязаний на золотую медаль и без борьбы отдать ее финке Сари Ессайя. После того, как чемпион мира-87, серебряный призер барселонской Олимпиады Сеппо Рэти не смог стать первым в секторе для метания копья, чемпионка мира-93 в ходьбе на 10 км оставалась последней надеждой хозяев на «золото», что автоматически, еще до начала соревнований, свело шансы других 32 участниц к нулю. (Должны же существовать элементарные правила приличия в гостеприимном доме).
Это, естественно, шутка, хотя золотая медаль благополучно досталась именно Ессайя, получила она ее вполне объективно. в честной борьбе. Кстати, член комитета спортивной ходьбы ИААФ, судья нынешних соревнований Вячеслав Самотесов. мнением которого на сей счет я поинтересовался после финиша, тоже признал, что в этот день Сари была на голову сильнее всех.
За 2 км до финиша с ней еще попытались как-то конкурировать победительница предыдущего чемпионата в Сплите Анна-Рита Сидоти из Италии и россиянка Елена Николаева, однако с решающим спуртом будущей чемпионки сладить не смогли. А уже у самого финиша к тому же выяснилось, что у миниатюрной итальянки с двойным именем и сил осталось вдвое больше, чем у нашей спортсменки.
— Я потеряла серебряную медаль буквально на последнем круге дистанции,— сокрушалась затем Лена.— Но о каких-то тактических просчетах речи быть не может...
Возьму на себя смелость утверждать, что в этот день российская сборная лишилась как минимум двух медалей и в семиборье. После четырех видов программы таблица в. этой дисциплине просто глаз радовала: на первом месте, опережая на три очка знаменитую немку Сабину Браун, шла Светлана Москалец, а на третьем — Лариса Турчинская. Однако, как говорится, недолго музыка играла: для Светы все закончилось после буквально провального выступления в секторе для метания копья. Лариса же держалась до последнего, однако в самом нелюбимом для себя виде — беге на 800 м — все же не смогла удержать мизерного преимущества перед полькой Урсулой Влодарчик. Что же произошло с нашими девушками? По мнению старшего тренера сборной Альберта Фанталиса, Москалец получила травму во время метаний (так и хочется добавить: в поисках золота), а Турчинская — попросту допустила стратегическую ошибку, поскольку во время забега совершенно не контролировала действия своей основной соперницы из команды Польши.
РАЗГОВОР НА ЭТУ ТЕМУ ПОРТИТ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ
— Скажите, вы сами усматриваете какую-либо связь между вашим недавним поражением на Играх доброй воли от американки Гвен Торренс и уверенной победой здесь в Хельсинки? Может быть, вас раззадорила та неудача?
— Нет, никакой связи здесь нет. Суть спорта в общем-то и заключается в чередовании побед с поражениями.
— Какое количество допинга надо регулярно употреблять, чтобы бегать стометровку за 11 секунд?
— Хотели бы вы, чтобы на официальных стартах был отменен допинг-контроль?
— Нет. Единственное пожелание, чтобы пробы на допинг брали не только у европейских спортсменок, а то у меня сложилось такое впечатление, что представители антидопинговых служб просто не замечают, что американки тоже очень быстро бегают.
— Как вы относитесь к тому, что сразу две ваших подруги по «золотой» эстафетной команде— Ольга Богословская и Наталья Воронова — уличены в пристрастии к допингу?
— С Наташей вышло не более, чем недоразумение. Насколько я знаю, в исключительно лечебных целях она употребила какой-то американский препарат, из тех, что сейчас широко рекламируются у нас, а в нем, неожиданно для нее, оказался эфедрин. Никаких санкций по отношению к ней пока не последовало — Наташа сейчас находится здесь, в Хельсинки, и готовится бежать эстафету. Что же касается Богословской, ничего сказать не могу: я с ней на эту тему пока не говорила.
— Вы уже однажды весьма успешно попробовали свои силы в беге на 400 метров. Увидим ли мы вас еще когда-нибудь на этой дистанции?
— Скорее всего на Олимпиаде в Атланте, если, конечно, ничего не случится.
Вот такой разговор произошел у россиянки Ирины Приваловой с журналистами сразу же после церемонии награждения призеров бега на 100 м, который, на мой взгляд, требует небольшого комментария. Появление двух сильнейших российских бегуний в «черном» списке, розданном здесь журналистам антидопинговой службой Европейской ассоциации легкой атлетики, явилось полным откровением для многих из нас. Нисколько не оправдывая, к примеру, Богословскую, все же замечу, что в случае с ней мы в очередной раз сами. себя высекли. Думаю, не все знают, что после того, как в нынешнем году многократно расхваленная а нашей прессе московская антидопинговая лаборатория не прошла специальный международный тест на профессионализм, все пробы на допинг, взятые в ходе соревнований, которые проводятся на территории России, в том числе и наши внутренние, обслуживает теперь аналогичная лаборатория в Финляндии. (Что это означает, я уже писал в первом своем репортаже отсюда, из Хельсинки.) Она-то, между прочим, и обнаружила в пробе Ольги Богословской, взятой у нее после Мемориала братьев Знаменских, запрещенный препарат. Что до Вороновой, то даже в самом худшем случае ей грозит дисквалификация не более, чем на три месяца.
По мере возможности обязательно еще вернусь к этой теме, если удастся, скажем, встретить здесь главного тренера российской команды Вадима Зеличонка, обсуждать же ее со спортсменами порой бессмысленно. Саша Порхомов-ский, например, лишь на третий день чемпионата, да и то от корреспондента «Советского спорта» узнал, что один из главных его соперников норвежец Эхэм Океке уличен в применении допинга. И уже давно отбыл на родину. Кстати, сам он тоже сейчас подумывает о возвращении домой, поскольку из-за травмы вряд ли сможет стартовать в эстафете 4x100 м.
Естественно, я воспользовался моментом и спросил у Александра, как насчет слухов о его возможном отъезде в Израиль. «У меня действительно есть интересное финансовое предложение, — ответил он. — Однако ничего конкретного сказать сейчас не могу, поскольку еще не принял окончательного решения».
С ПОЛДЮЖИНЫ ОЧКОВ ОНА СЕБЕ ДОСТАЛА
На счет «полдюжины» это явно не про российскую команду. После трех дней соревнований ее отрыв от соперников просто фантастический. В активе нашей сборной сейчас 83 очка (3 золотых, 2 серебряных и 3 бронзовые награды). У идущих вторыми немецких спортсменов их всего 48. (1 — 1—2), третью позицию сейчас делят две сборные — Румынии и Испании, у них по 33 очка. Четвертое место у украинцев (32). Так что, если бы не московская антидопинговая лаборатория, российские спортсмены уже сейчас могли бы спокойно почивать на лаврах.
XVI чемпионат Европы по легкой атлетике. Хельсинки. Стадион «Олимпийский». 9 августа.
Мужчины. 1500 м. 1. Ф. Кано — 3.35.27; 2. И. Висиоса (оба — Испания) — 3.36.01’ 3. В. Зорко (Хорватия) — 3.36,88: 4. Е. Дубуш (Франция)—3.37.44; 5. А. Булковский (Укоаина) — 3.37,81; в. М. Пансорбо (Испания) — 3.38,16.
Высота. 1, С. Хоэн (Норвегия) — 2 м 35 см (рекорд стадиона): 2—3 А. Паотыка (Польша). С. Смит (Великобритания) - по 2 м 33 см. 4. X. Саернблом (Норвегия) — 2 м 31 см 5—6. Я. Котевич (Польша) и Д. Топич (Независимая команда) — по 2 м 31 см. 7. Л. Пу-малайнен (Россия) — 2 м 28 см.
Женщины. 100 м с/б. 1. С. Димитрова (Болгария) — 12.72: 2. Ю. Граудынь (Россия) — 12.93; 3. И. донкова (Болгария) — 12.93; 4. Б, Вукович (Словения) — 13,01; 5. Т. Решетникова (Россия) — 13.06; 6. Д. Бауман (Швейцария) — 13,10.
Ходьба. 10 км. 1. С. Ессайя (Финляндия)—42.37; 2. А.-Р. Сидоти (Италия)—42.43; 3. Е. Николаева— 42.43; 4. Е. Аршинце-ва — 43.23; 5. Л. Рамазанова (все—Россия)—43.25; 6. Н. Ми-сюля (Белоруссия) — 43.39.
Семиборье. 1. С. Браун (Германия) — 6419 баллов. 2. Р. Инанчи (Венгрия) — 6404; 3. У. Влодарчик (Польша) — 6322; 4, Л Турчинская — 6311; 5. С. Москалец (обе — Россия) — 6308; 6. П. Бир (Германия) — 6275... 10. И. Тюхай (Россия) —
НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ. Как сообщило агентство ЮПИ Европеискач атлетическая ассоциация (ЕДА) вчера подтвердила, что российская бегунья Наталья Воронова дисквалифицирована на 3 месяца за применение стимулятора эфедрина. Положительный результат на допинг дало тестирование, которое она проходила 1 июня на международном турнире в Гранаде (Испания). По утверждению генерального секретаря ЕАА лайнера ленце, на самом чемпионате Европы ничего подобного пока не зафиксировано, однако 8 атлетов, претендовавших на участие в хельсинкских стартах, лишены этого права за прошлые грехи. В их числе — Соломон Варисо из Великобритании и Ахам Океке из Норвегии, причем последний уличен в употреблении псевдоэфедрина дважды. Комментируя допинговую ситуацию, руководитель антидопинговой службы чемпионата Тапио Маллио подчеркнул, что есть по крайней мере две причины, побуждающие спортсменов прибегать к стимуляторам. Первая — бесконтрольность торговли допинговыми препаратами, которые любой может приобрести без рецепта. Вторая — чересчур мягкие меры наказания виновных. Однако ИААФ не намерена ужесточать санкции.