June 23

Встреча Ельцина и Лукашенко: экономических сенсаций не ожидается


Ядвига ЮФЕРОВА, «Известия»


Не прошло и месяца со дня выборов и инаугурации, не сформирован окончательно Кабинет министров, а первый президент Белоруссии Александр Лукашенко, за которого отдали свои голоса более 80 процентов избирателей, 3 августа направляется в Москву с визитом.

До последнего дня оба МИД лихорадило: каким по протоколу будет визит — официальным, рабочим или просто встречей. На всякий случай готовились по высшему счету — ноты гимна Белоруссии были срочно переданы роте почетного караула.

Лишь вчера стало ясно, что состоится рабочая встреча глав двух государств.

Замеченная всем миром разница в эпитетах в письмах из Кремля только что избранным президентам «Дорогой Леонид Данилович», но «Уважаемый Александр Григорьевич», похоже, будет сглажена в эти дни. «Будет оказан соответствующий уровень почестей и сделано все, чтобы президент Белоруссии чувствовал себя комфортно, как и положено главе государства», — сказал накануне корреспонденту «Известий» помощник Б. Ельцина по международным вопросам Д. Рюриков.

Время для визита выбрано горячее в прямом смысле этого слова.

Ельцин только что вернулся из проблемного Красноярска, Черномырдин — из Пензы и Карелии, где жизнь пока тоже не сахар. Им надо сделать срочные поручения, найти материальные ресурсы под так легко раздаваемые во время визитов обещания. А тут — на пороге белорусы со своими проблемами...

Впрочем, как посмотреть. Белоруссия не демонстрирует «норов», не заявляет об особых позициях, не винит «старшего брата» в своих проблемах, а сохраняет редкостную постоянную готовность к диалогу и добрососедству как на государственном, так и на межличностном уровне. Хотя и в Белоруссии, как и в бывших союзных республиках, рост национального сознания завершился становлением собственной государственности, это по-прежнему уникальная земля, не зараженная бытовым национализмом.

Документом номер один, подготовленным для встречи Ельцина и Лукашенко, значится проект договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Слова общие и хорошие. Замучивший многих «выездной вопрос» Белоруссии не коснется, предлагается норма — свободный въезд и выезд, передвижение граждан двух сторон.

Ключевой больной вопрос, перешедший от правительства В. Кебича,— об объединении денежных систем.

Белоруссия предлагает на переговорах свой вариант, подготовленный председателем правления Национального банка Белоруссии С. Богданкевичем. Речь о поправке в существующий договор, его пятой статьи, где ущемляются права Национального государственного банка. Боязнь стать еще одним областным банком России объяснима, отсюда желание проводить, по согласованию с Москвой, собственную эмиссию, денежно-кредитную и валютную политику.

А. Шохин год на это не идет и, скорее всего, не пойдет: как можно претендовать на эмиссию чужих денег? Российский вице-премьер «стоит насмерть» даже после того, как в неофициальной обстановке удалось уговорить Черномырдина.

Белорусы приезжают с проектом, уже не однажды отвергнутым Москвой, а реального выхода сегодня не предлагает никто.

Рядовые граждане, наслушавшись российских новостей — в ряде регионов люди месяцами не получают зарплату, нет денег,— начинают опять поглядывать на собственный зайчик, какой ни есть, общипанный, обесцененный в последнее время, а выдается без проблем.

При свободе передвижения, хотя и при существующих пока таможнях, рассчитанных скорее на то, чтобы травмировать нормальных людей, а не отлавливать контрабанду, не учитывать челночную народную дипломатию невозможно.

На моих глазах белорусские таможенники не пропускали мужчину с тремя ведрами черники в Россию — нельзя продукты питания вывозить из Белоруссии ( не более 5 кг). Тем не менее, пока сыр в Белоруссии в три раза дешевле и в два раза вкуснее, чем в Москве и Санкт-Петербурге, его всеми правдами и неправдами будут вывозить за пределы республики.

«Народная мафия» чует выгоду и ищет не как обогатиться, а как выжить.

Неоправданно низкая, искусственная цена на хлеб, которым многие в республике кормят скот (мука дороже), — это ненормально. Как ненормально насильственное государственное регулирование цен. Александр Лукашенко, пришедший к власти на волне обещаний борьбы с мафией и гарантий лучшей доли народу, на третий день понял, что надо немедленно повышать цены на водку, мясо, хлеб...

Только рыночное реформирование экономики может спасти от многих нынешних проблем. Тогда и возможно интегрирование народных хозяйств двух государств.
Есть еще один проект архиважного соглашения — о переоформлении задолженности Белоруссии за 1993 год (триллион российских рублей за нефть и газ) в государственный кредит.

Речь также пойдет, как сказал мне посол Белоруссии в России Виктор Даниленко, и о государственном кредите на II полугодие нынешнего года в 750 млрд, рублей.

Договор о строительстве скоростных авто- и железнодорожных магистралей Москва— Минск—Берлин сегодня реален, как и участие белорусских кадров в совместной разработке сибирских нефте- и газоместорождений.

Без труда может быть достигнуто соглашение о поставке в регионы России белорусского картофеля. Правда, великих трудов стоит получить урожай — нынешняя длительная засуха в Белоруссии делает все пессимистичнее прогнозы: собрано будет лишь 7 миллионов тонн картофеля, на 5 миллионов меньше, чем в предыдущем. При такой погоде «второй хлеб» может нелишним и дома оказаться.

В самой Белоруссии придают большое значение событию, причем не только содержательной, но и внешней, протокольной его стороне, ибо это первый президентский визит в истории государства, и заданный уровень будет служить точкой отсчета в дальнейшем.

В Кремль прибывают сразу два дебютанта в большой политике: 40-летний президент Александр Лукашенко и 46-летний премьер-министр Михаил Чигирь. Москве пока не знакома фигура Лукашенко, но феномен человека, за которым вдруг пошла вся страна, надо понять и уважить — не каждому такое дано. Конечно же, Лукашенко ведет за собой новую команду, которая и будет делать игру. Там много умных, но мало мудрых людей, заметил один белорусский ветеран. Поживем — увидим.

От экономической части переговоров сенсаций не ожидается, цитирую опять Рюрикова: «Курс России автоматически не меняется с приходом нового лидера», а морально-политические итоги «смотрин» пока непрограммируемы.

Где кончается взаимовыгода, там еще остается взаимный интерес.
Белоруссия — ворота в Европу для России, ее надежный щит противовоздушной обороны, сборочный цех важнейших машин. Не измеряемая ни в рентгенах, ни в рублях доброжелательность народа имеет тоже высокую цену.

Россия, похоже, понимает, что, кроме «дальней дипломатии», есть дипломатия ближняя, где отстаивание приоритетов тоже стоит большой цены.

«Известия» 3 августа 1994 года