Большинство опрошенных москвичей не сочувствует акционерам АО «МММ»
Нугзар БЕТАНЕЛИ, директор Института социологии парламентаризма
Ситуация вокруг АО «МММ» вызвала настолько широкий резонанс, что стала предметом интереса социологов. Независимый Институт социологии парламентаризма провел 28 июля очередной опрос тысячи москвичей по репрезентативной (т. е. представляющей все слои общества) выборке.
Время покажет, кто прав в своих претензиях,— президент АО С. Мавроди или финансовые и налоговые службы страны. Однако независимо от этого конфликт высветил совершенно новую для жизни России реальность: влияние частного капитала на политическую ситуацию в стране. Не случайно, что сегодня многих интересует, представляют ли АО «МММ» и его акционеры «реальную и самую мощную политическую силу России», как это утверждают руководство и пресс-служба «МММ»? И способно ли «МММ» собрать миллион подписей избирателей для проведения референдума?
Около половины опрошенных москвичей (46 процентов) являются владельцами акций различных АО и фондов. Число акционеров АО «МММ», как показывают расчеты, достигает 7 процентов населения столицы. Их сравнительно больше, чем, к примеру, акционеров «Олби» (3 процента), «Дока-хлеб» (2 процента) или «AVVA», «Телемаркета» и «Холдинг-центра» (указали по 1 проценту), однако вдвое меньше, чем акционеров группы «Гермеса» — 14 процентов.
Семь процентов акционеров АО «МММ» — величина немалая. Это, по крайней мере, полмиллиона московских избирателей. Если учесть еще и акционеров по всей России, то теоретически АО «МММ» может собрать миллион подписей, необходимых для созыва референдума. Однако такое развитие событий представляется маловероятным.
Опрос показал: АО «МММ» не имеет достаточной общественной поддержки. В конфликте лишь 9 процентов москвичей симпатизируют АО «МММ», 23 процента — налоговым органам. Большинство же, кажется, придерживается принципа «чума на оба ваши дома»: симпатии 39 процентов — «ни на чьей стороне», а 29 процентов — «затрудняются определить» свои предпочтения. Даже среди акционеров АО «МММ» лишь меньшинство — 37 процентов — симпатизирует своему акционерному обществу, 18 — на стороне налоговых органов, 26 процентов «ни на чьей», а 19 процентов «затрудняются определить».
Пожалуй, впервые на извечный вопрос «Кто виноват?» люди не отвечают: «Власть». Если АО «МММ» обанкротится и его акционеры потерпят убыток, то, по мнению опрошенных, виновны в этом будут «руководство АО «МММ» — 26 процентов, «наивность и легковерие самих акционеров» — 21 процент. Впрочем, по мнению 1 3 процентов, вина ложится на «государство, налоговые органы», а также на «прессу, телевидение и радиовещание, рекламировавших АО «МММ» — 7 процентов. Сами владельцы акции АО «МММ» также склонны в большей степени винить руководство «МММ» — 39 процентов и собственную наивность — 24 процента, чем государственные налоговые органы — 18 процентов.
Не может способствовать успеху на политическом поприще и социально-психологический образ «МММ» в массовом сознании. В некотором смысле АО «МММ» стало пленником мифа, который само же и выдумало. Россия ведь «стоит» не на персонажах по-своему талантливой телерекламы АО «МММ». Леню Голубкова, оказывается, не любят не только власти, но и народ. Только 12 процентов москвичей (13 процентов рабочих) относятся к нему положительно, 17 — «безразлично», 58 процентов — «отрицательно» (среди рабочих — 60 процентов).
Даже среди владельцев акций «МММ» «образ Голубкова» вызывает отрицательные эмоции или безразличие — 54 процента и 20 процентов соответственно.
Впрочем, следует указать и на единственную социальную группу, которой Леня Голубков нравится несоизмеримо больше,— на работников органов государственной власти и управления: 26 процентов из них «положительно» относятся к этому герою «МММ». Трудно сказать, в чем причины их «восхищения» — вероятно, таковы представления их о «работягах» из народа.
Всякое банкротство - трагедия. Крах АО «МММ», скорее всего, не грозит стране политическими катаклизмами и социальным взрывом. Идти «на баррикады» из-за возможных материальных убытков москвичи пока не намерены. В случае банкротства «МММ» 45 процентов его столичных акционеров «ничего не предпримут», 29 процентов «ограничатся словесным возмущением» (можно догадаться, каким), 10 процентов «пока не знают, как поступят», 5 процентов «обратятся в милицию, прокуратуру, суд», 3 процента спокойно «купят другие акции». Лишь 2 процента «примут участие в акциях протеста, митингах и демонстрациях против руководства АО «МММ», еще 2 процента будут искать «обходные пути» (от знакомств и «связей» до рэкета).
Казалось бы, «власть» может успокоиться: многое из «обещаний» АО «МММ» ей не грозит. И все же ситуация — напряженная. Было бы ошибочным ее упрощать, недооценивать. По данным опроса, полтора процента акционеров «МММ», в основном мелкие держатели акций, настроены принять участие в акциях протеста, митингах и демонстрациях против властей, если «МММ» обанкротится. Помимо того, что политически активное меньшинство может сыграть роль «бикфордова шнура», проблема носит еще этический и правовой характер. Каждый пятый москвич (21 процент) согласен с утверждением, что нынешняя ситуация с АО «МММ» является одной из наиболее важных проблем нынешней государственной и политической жизни страны.