June 16

Антимонопольный комитет не хочет видеть Леню Голубкова по телевизору 


Рустам АРИФДЖАНОВ, «Известия»


Государственный комитет по антимонопольной политике рекомендовал снять с эфира по первому и российскому каналам телевидения рекламу АО «МММ» и трастовой компании GММ. Предложения о снятии рекламы направлены и в ряд российских газет.

«Нехалявщик» Леня Голубков с братом Иваном, студенты, пенсионеры и одинокая женщина Марина Сергеевна, по мнению Антимонопольного комитета, не должны больше показываться на наши глаза с экранов телевизоров. Впрочем, плавания в иных, нетелевизионных водах желают и «летучему голландцу» GММ.

Заместитель председателя Антимонопольного комитета Вадим Белов объяснил корреспонденту «Известий», что рекомендации комитета основываются на президентском Указе «О защите потребителя от недобросовестной рекламы». В частности, упомянутые в письме компании нарушают указ, рекламируя будущий доход потенциальных клиентов. В рекламном же ролике GММ не указываются размеры реально выплаченных дивидендов за прошедший финансовый год. Антимонопольный комитет уже разработал положение, предусматривающее порядок рассмотрения дел по фактам нарушений требований к рекламной деятельности. Тем не менее письма, направленные в адрес телевизионных компаний, носят действительно рекомендательный необязательный характер. Принимать их к сведению или нет, должны решать сами телекомпании.

Сразу же после направления письма Антимонопольного комитета президент компании GММ Антон Ненахов заявил агентству «Интерфакс», что считает предложение Антимонопольного комитета необъективным. Рекламный ролик, который по мнению ГКАП, не соответствует требованиям указа президента, был использован «в качестве пробного» после шестимесячной эфирной блокады компании. С августа 1994 года 6ММ намерена начать распространение нового рекламного ролика в соответствии с положениями президентского указа. Вместе с тем Антон Ненахов выразил удивление тем, что его компания не была заранее уведомлена ГКАП о несоответствии требованиям качества к рекламной продукции.

Ущемлением интересов своей компании назвали предложение Антимонопольного комитета и в пресс-службе АО «МММ»: «Если проанализировать наши рекламные ролики по телевидению и рекламные полосы в газетах, то выявится следующее обстоятельство: все до единого приводимые цифры о росте курсовой стоимости акций и билетов АО «МММ» касаются прошедшего и настоящего времени. Эти данные — обычная деловая информация, позволяющая акционерам определять динамику роста курсовой стоимости ценных бумаг АО «МММ».

И у них вызывает удивление выборочность оценок Антимонопольного комитета, не замечающего рекламы таких компаний, как «Телемаркет», «Тибет» и других, указывающих будущие проценты выплат по депозитным ставкам, но ищущего нарушения в преимущественно «имиджевой» рекламе АО «МММ».

Утверждающие, что наши девушки и водка лучше американских, братья Голубковы, действительно ничего не говорят о курсах, дивидендах и депозитах. Так же, как ничего не сказано об этом в роликах, извещающих о том, что «мы болеем за наш футбол». Но частота появления «семейства» МММ в наших домах настолько обильна, что их фразы входят в народный фольклор, события в их личной жизни переживаются не меньше, чем страдания героинь латиноамериканских сериалов. Такую рекламу иначе, как агрессивной, не назовешь. Реклама «МММ» занимает около 40 процентов лучшего рекламного времени. По мнению руководителей останкинской компании «Реклама-холдинг» и рекламного агентства Российского телевидения, отказ от этой рекламы принесет телевидению, и без того испытывающему не лучшие в финансовом отношении времена, ощутимый ущерб.

В то же время нет никаких законов и законодательных актов, регламентирующих количество рекламного времени, которое может быть предоставлено одной компании или фирме. Да и вряд ли они возможны.

Антимонопольный комитет имеет право на рекомендации. Телевидение имеет право к ним не прислушаться. Основанием для прекращения рекламной кампании должно быть судебное или иное правовое решение. Пока такого нет.

Леня Голубков по-прежнему приходит в наш дом. Пьет водку, катается на трамвайчике, покупает жене сапоги и мебель. В скором времени собирается в гости к «Дикой Розе» - Веронике Кастро. Продолжает зарабатывать деньги для АО «МММ».

«Известия» 22 июля 1994 года