Борис Ельцин: В России проходит главный нерв мировых перемен
Во второй половине дня 20 июля «Известия» получили по каналам агентства «Интерфакс» интервью президента Российской Федерации Бориса ЕЛЬЦИНА. Публикуем его полностью.
— Сейчас время летних отпусков, на каникулы уходят и политики (чего мы пока не можем сказать о президенте). Наверное, это подходящее время для подведения определенных итогов российских реформ?
— Думаю, вы правы. Российским реформам уже два с половиной года. За это время были и подъемы, и спады. Но преобразования никогда не останавливались, и есть продвижение вперед.
В текучке повседневных дел мы постоянно возвращаемся к центральному вопросу: Для чего мы пошли на эти преобразования и настойчиво продолжаем их? Какова конечная цель реформ? За что приходится платить порой такую высокую цену?
Частично ответ содержится в Послании президента Федеральному собранию «Об укреплении Российского государства». Но сегодня мы должны еще раз прямо сказать: главная цель всех наших преобразований — превращение России в развитое государство мира.
Россия должна быть одной из первых не только по своей военной мощи. В нашей недавней истории такая задача уже ставилась и была выполнена.
Сегодня задача стоит шире — постепенно выйти на высокий стандарт качества жизни человека, демократии и порядка, эффективности.
Именно для этого мы проводим экономическую реформу, строим гражданское общество, укрепляем демократию.
Именно для этого мы ведем активную внешнюю политику. И прежде всего в Содружестве Независимых Государств.
— Кстати. На днях состоялись президентские выборы в Белоруссии и на Украине. Как Вы оцениваете их итоги?
— Для меня это пока вопрос размышлений. Но есть вещи очевидные. Выборы ярко продемонстрировали стремление белорусского и украинского народов к сближению с Россией. Мы это ценим и уважаем.
Со своей стороны скажу: Российская Федерация готова к самому тесному сотрудничеству с сопредельными странами, готова придать развитию наших отношений большую скорость.
Считаю целесообразным, чтобы правительство провело двусторонние или многосторонние встречи с правительствами Белоруссии, Украины и других стран Содружества для обсуждения новой ситуации.
Думаю, правительству следует разработать среднесрочную (на 1,5—2 года) концепцию политики интеграции в рамках СНГ. В ней должны найти отражение вопросы безопасности, внешней политики, экономики, культуры и языка, прав человека и другие.
— О росте цен, инфляции не говорил до сих пор разве что немой. Обещания обуздать ее чередовались с пророчеством гиперинфляции. Как Вы оцениваете нынешнее положение в этой области?
— Вновь вернусь к Посланию президента Федеральному собранию. Вы помните, там была поставлена задача обеспечить инфляционную безопасность экономики. Определенные результаты налицо.
В последние месяцы инфляция не только снизилась, но и стала стабильно низкой. Медленно, но верно уходит в прошлое проинфляционная психология производителей.
По некоторым данным, уже каждый третий из них не намерен повышать цены. А значит, если не делают ставку на ЦЕНУ, то собираются брать КОЛИЧЕСТВОМ и, главное, КАЧЕСТВОМ.
Такие настроения надо обязательно сохранить и укрепить. Равно как и достижение реально положительной ставки банковского процента и достаточно стабильную ситуацию на валютном рынке.
При разработке бюджета на 1995 год уже надо исходить из того, что инфляция не должна превышать 2—3% к декабрю 1995 года.
Антиинфляционная стратегия должна быть продолжена. Конечно, она не исключает гибкости, тактических маневров. Но все действия должны быть ограничены рамками бюджета и лимитами на кредиты Центрального банка правительству.
В России значительно ослабли экономические основы регионального сепаратизма. Развиваются межрегиональные связи, укрепляется единство экономического пространства страны.
— Рынок нуждается в свободных и независимых людях. Россияне же воспитаны в духе привязанности к идеям равенства. И их многое в нынешнем положении не устраивает. Какой будет политика Российского государства в социальной сфере?
— За последние полгода правительству удалось добиться определенных подвижек в этой сфере. Я имею в виду некоторое повышение уровня жизни у большей части людей, хотя у многих он все еще остается низким.
В то же время проблема несправедливого неравенства продолжает оставаться одной из самых острых. Слишком различаются доходы бедных и богатых.
Что нужно делать? Регулярного повышения минимальной заработной платы, доходов работников бюджетной сферы, пенсий, пособий и стипендий явно недостаточно. Надо смелее увеличивать налоговую нагрузку на наиболее состоятельную часть населения.
Требуется эффективная адресная помощь социально уязвимым слоям населения. И не только со стороны федерального правительства. Главным образом — со стороны властей регионов.
В ближайшие месяцы нужно разработать и приступить к реализации Национальной программы борьбы с бедностью, принять неотложные меры против безработицы.
— Ваш Указ о борьбе с бандитизмом вызвал волну критики со стороны ряда фракций в Думе. Намерены ли Вы настаивать на своем или учтете критику?
— Вы подняли очень болезненный для страны вопрос.
Наряду с указом мы имеем сейчас программу борьбы с этим злом. Сам Указ о борьбе с бандитизмом получил большую поддержку и в то уже время подвергся резкой критике. Раздаются даже требования отменить его.
Могу сказать твердо: пока не будет предложено более эффективных мер, чем те, которые есть в указе, пока Государственная дума не примет соответствующих законов, он будет действовать. Требую от всех должностных лиц его безоговорочного выполнения.
— Для того чтобы Россию уважали в мире, наверное, одних саммитов недостаточно? Ведь достойное место страны зависит от ее позиций на мировых рынках. Какие здесь у нас перспективы?
— Не только у нас, но и во всем мире наступает прозрение, что Россия, опираясь прежде всего на собственные силы, способна провести коренные экономические преобразования.
Движение к рынку идет, причем по мировым меркам неожиданно бь»стро. В России рождается новый слой активных, инициативных людей, способных обеспечить прорыв уже в недалекой перспективе.
Явно ошибочными оказываются прогнозы на тему развала России, превращения ее в «периферийную страну». Россия есть и будет единой.
К удивлению одних, к разочарованию других, нам удалось не переступить грань гражданской войны. Более того, наша страна наращивает элементы общественного согласия. Она становится форпостом стабильности и миротворчества на пространстве бывшего Союза.
1994 год становится переломным в плане международного статуса России. Рушатся фундаментальные стереотипы «холодной войны», которые в последние годы продолжали оказывать заметное влияние на политику развитых государств. Свидетельство тому — Соглашение о партнерстве и сотрудничестве России и Европейского союза, заключенное в июле, и создание политической восьмерки в Неаполе.
В России проходит главный нерв мировых перемен. И ее голос звучит особенно весомо, свежо, современно. Теперь мы не просто слушаем. Мы все активнее сами формулируем предложения, условия, требования.
Это — принципиально новая ситуация. Действия России на мировой арене начали напрямую работать на экономическую и политическую стабилизацию внутри страны. Новые возможности надо использовать. Причем делать это разумно, с прицелом на перспективу, а не только для решения текущих проблем.
Нам нужно знать, какой будет Россия 2000 года и хотя бы еще на 15 лет вперед. Долгосрочные ориентиры и приоритеты должны быть сформулированы и отражены в экономической политике, начиная с бюджета на 1995 год.
— Как видится Вам преодоление кризиса неплатежей?
— К сожалению, неплатежи продолжают оставаться острейшей проблемой российской экономики. Платежный кризис — только признак незавершенности реформы.
Чем энергичнее она пойдет, особенно на уровне предприятий, тем скорее из него выберемся. Частично эту проблему снимают меры, предусмотренные в Указе о продаже предприятий-должников, о контроле за банковскими счетами, об ответственности директоров государственных предприятий.
В неменьшей степени кризис неплатежей — признак недоработки правительства и местных властей, отсутствия элементарной финансовой дисциплины, вопиющих злоупотреблений.
Контрольное управление президента по моему поручению изучило источники формирования фонда оплаты труда работников 109 российских предприятий.
Картина на многих из них просто возмутительная. Работникам по 3—4 месяца не выплачивается зарплата. Директора криком кричат: «Дайте денег». И в то же время миллионы долларов держат на валютных счетах, их вкладывают в сомнительные предприятия и коммерческие структуры.
Деньги тратят на какие-то немыслимые предметы роскоши для руководящих работников, самые дорогие автомобили и т. д. Устанавливают себе оклады по 5, 8, даже 11 млн. рублей в месяц. Некоторые руководители предприятий вообще превратились в российских шейхов за государственный счет.
При этом виновными за задержку зарплаты объявляют прежде всего президента, правительство. А правительство терпит такой разгул, причем на государственных предприятиях!
Ведь есть указы о продаже предприятий-должников, о контроле за банковскими счетами, об ответственности директоров государственных предприятий. Почему они не выполняются, почему таких руководителей не гонят в шею?
Правительству, Контрольному управлению надо взять под строжайший контроль расходование средств госпредприятий. И принимать по отношению к нарушителям самые жесткие меры.
Нужно использовать все полезное, что наработано в регионах по проблеме неплатежей. Такие предложения есть, и правительству стоит прислушаться к ним. В частности, к рекомендациям Союза губернаторов России.
— Как Вы относитесь к мнению о том, что в России сложилась некая «номенклатурная демократия»? Ведь с такими утверждениями выступают многие — от популярных журналистов до А. Солженицына.
— Знаю о таких оценках демократии в России. Не со всем могу согласиться. Но и у меня есть тревога по поводу некоторых «новых явлений».
Порой складывается впечатление, что отдельными ведомствами руководят технические секретари в приемных. До руководителя невозможно дозвониться, тем более — попасть к нему на прием. Некоторые из тех, кто еще вчера ходил в демократах, сегодня возомнили себя сановными особами, напрочь оторвались от грешной земли.
Отношение к таким чинушам должно быть самым строгим. Ведь дело не только в нарушениях профессиональной этики. Это — вопиющие злоупотребления служебным положением.
— Как оцениваете Вы положение в аграрном секторе?
— Преобразования в аграрном секторе идут медленно. Несправедливые цены, высокие банковские проценты мешают развитию сельской экономики. Допущены перекосы в приватизации перерабатывающей промышленности. Пышным цветом расцвел местный монополизм.
Во втором полугодии все это надо поправлять. Среди резервов реформы — формирование региональных оптовых рынков, превращение сельских товаропроизводителей в совладельцев перерабатывающих предприятий, кредитование под залог продукции.
Другие государства поддерживают своих производителей сельхозпродукции. Мы будем делать то же самое — причем активно. В то же время будем защищать и отечественных потребителей — наших граждан — от искусственного вздувания цен на продовольствие как российское, так и импортное.
Правительству, местным органам надо наконец решить проблему излишков продовольствия, которое мертвым грузом лежит сейчас на складах по всей России и просто портится.
Кстати, недавно я встречался с лидерами фракции аграрников Государственной думы. Не во всем я согласен с ними, но у нас проявились и общие подходы в том, как надо решать проблемы аграрного сектора.
— Вы говорите о перспективах вхождения России в XXI век. Учитывая сложное положение в сфере научно-технического прогресса, нет ли опасности, что мы войдем в следующее столетие как страна со второстепенной, импортируемой технологией?
— Ни в коем случае нельзя этого допустить. К сожалению, правительство не сумело остановить технологический откат российской промышленности, включая ее самую ценную часть. Так и не удалось выработать эффективную структурную политику.
Поэтому на первый план сегодня выходит проблема завоевания сильных позиций России на мировых рынках сложной наукоемкой техники и услуг. Основа этого есть — огромный потенциал технологий двойного назначения, которые имеются в распоряжении многих предприятий и институтов, прежде всего оборонного комплекса.
Именно этим при правильной постановке дела будет определяться роль России в иерархии развитых государств.
Мы способны производить сверхсложные технические системы как гражданского, так и оборонного назначения. Эту способность нужно всячески сохранять и развивать.
То, что положено из бюджета оборонному комплексу, должно быть отдано сполна. Правительству уже летом нужно предпринять энергичные шаги в этом направлении.
Серьезная проблема российской экономики — низкая конкурентоспособность отечественной продукции.
Мы будем последовательно защищать интересы отечественных производителей, в том числе импортными пошлинами.
Но эта защита должна носить временный характер. Надо создавать благоприятные условия для реформ в тех секторах экономики, которые ограждаются от иностранной конкуренции. Только такая комбинация даст положительный результат. Ее-то как раз и нет.
Россия остро нуждается в перспективной внешнеэкономической стратегии. В ней надо четко определить национальные экономические интересы и способы их защиты. А под эту стратегию потом подводить нормативную базу и организационно-политические мероприятия.
— Когда же наконец у нас предпринимательство выйдет за рамки формулы «купи-продай» и будет выливаться в инвестиции в производственную сферу?
— Вы правы, без стимулирования инвестиционной активности мы не добьемся притока средств для развития производства, а значит, и экономической стабилизации.
В России уже созданы стартовые условия для этого. И благоприятные возможности не должны быть упущены. Чтобы этого не произошло, по крайней мере на ближайшие годы нам нужна инвестиционная стратегия.
Предприятиям также не следует ждать, когда кто-то поможет деньгами. Есть пути привлечения финансовых ресурсов — через размещение акций, облигаций и других обязательств.
Средства федерального бюджета будем вкладывать в критически важные для экономики сферы, куда частный бизнес доберется не скоро.
Прежде всего имею в виду общенациональную инфраструктуру — порты, аэродромы, системы телекоммуникаций, приобретение новейших самолетов отечественного производства с последующей сдачей в лизинг и т. п. Это поможет спасти наукоемкие производства, сохранить рабочие места, обеспечить экономическое единство страны.
Если уж мы встали на путь освобождения экономики от бесперспективных производств, то его надо укрепить в финансовом отношении. В бюджете нужен фонд санации предприятий.
Сейчас много говорится о вывозе капитала из России. Требуют жестких мер. Скажу так: в этом вопросе запретами ничего не добьешься. Нужно создавать условия, когда будет выгодным не вывоз, а ввоз капитала. Правительству и Центральному банку надо искать решение этой проблемы.
— Вы удовлетворены работой правительства по реализации Ваших указов, прежде всего в экономической области?
— В мае — июле были приняты три пакета экономических указов. Но любой указ заработает не раньше, чем появятся механизмы реализации.
Именно на уровне практического выполнения глохли многие хорошие начинания. Сейчас этого допустить нельзя. И правительство обязано сделать то, что ему поручено.
Скажем, до 10 июля надо было установить порядок рассмотрения дел по фактам нарушения прав потребителей на достоверную информацию. Где он? Где поправки к законам, вытекающие из указов?
Осталась неделя до принятия правительством решения о механизме ускоренной амортизации в высокотехнологичных отраслях, две недели — до определения порядка планирования и финансирования казенных предприятий, урегулирования применения векселей. Где гарантии, что это и многое другое будет сделано?
Ближайшее время покажет, кто на что способен и кто чем занимается — реальной реформой или подготовкой бесполезных бумаг.
Ощущается также недостаток инициатив по решению проблем структурной перестройки экономики, формированию сильных финансово-промышленных групп, снижению налогового бремени, модернизации законодательства об иностранных инвестициях, вовлечению частного капитала в решение социальных проблем.
В то же время правительство России, как говорится, в широком смысле — это не только министры и руководители федеральных ведомств, это и руководители регионов.
На днях провел встречи с группой глав администраций и с руководителями республик. Еще сильнее почувствовал: правительству при принятии решений по экономическим вопросам нужно проводить консультации с руководителями регионов.
Они несут всю полноту ответственности за положение дел на своих территориях. И подобные вопросы не должны решаться за их спиной. Тем более что именно им проводить в жизнь решения правительства.
Нужно снимать все препятствия, которые мешают нормальным взаимоотношения федеральных и региональных органов власти. Имею в виду, в частности, проблему федеральных структур на местах.
Думаю, ни у кого нет сомнения: без них не обойтись. Но как работать главе администрации, если на территории действует до пятидесяти (!) федеральных ведомств? И число их все возрастает. Здесь должен быть наведен порядок.
Словом, задач очень много, но и полномочий у правительства достаточно. Сложились хорошие контакты с Федеральным собранием, есть поддержка президента.